В нашем ДОУ мы оказываем специализированную помощь детям раннего и дошкольного возраста (с 2 месяцев до 7 лет), есть группы наполняемостью до 12 человек с 12- и 24-часовым пребыванием для дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР), с нарушением интеллекта, со сложной структурой дефекта. С 2008 года на базе нашего дошкольного образовательного учреждения организована Служба ранней помощи, а также открыта группа для детей со сложной структурой дефекта.
В связи с изменениями, происходящими в системе столичного образования, коллективы нашего ДОУ и родительской общественности в прошлом сентябре должны были сделать непростой выбор - остаться в прежнем статусе самостоятельного учреждения или, изменив его тип, соблюдая принцип шаговой доступности, присоединиться к крупному образовательному комплексу №1158, который возглавляет Татьяна Киркова. Хочу отметить, что в ходе принятия решения «за» или «против» многое зависит от позиции самого руководителя. В первую очередь мы изучили нормативные документы, регламентирующие порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Москвы (ПП №1075 от 21.12.2010 г., ПП №407 от 31.08.2011 г., ПП №643 от 28.12.2011), чтобы расставить все точки над i, избежать формального подхода, провели общее собрание трудового коллектива для принятия решения о реорганизации, а также цикл встреч с родительской общественностью и управляющим советом, что было отражено в протоколах заседаний. Отмечу, что решение о присоединении к комплексу мы приняли практически единогласно, после разработали программу перехода в эффективный режим работы учреждения, в кратчайшие сроки нам удалось разработать и проект программы развития детского сада №1742 в рамках присоединения к образовательному комплексу, рассчитанный на 2013-2018 годы.
5 июня 2013 года вышел приказ Департамента образования №259 о реорганизации нашего учреждения и присоединении его к лицею №1158. На сегодняшний день процесс реорганизации не завершен, наш ДОУ как юридическое лицо с прежним статусом ведет открытый диалог с директором комплекса, ни одно наше предложение не осталось без внимания, что для нас очень важно.
Так чего же мы ждем от предстоящей реорганизации и на что рассчитываем?
Мы понимаем, что изменения неизбежны, мы к ним готовы.
Проведенная предварительная работа позволила определить реальное состояние нашего учреждения, выделив его сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, исходящие из окружения. Это позволило систематизировать имеющуюся информацию и принять взвешенное решение, касающееся дальнейшего развития нашего учреждения компенсирующего вида в образовательном пространстве Москвы.
Проанализировав и сопоставив реальные возможности нашего детского сада №1742, мы пришли к некоторым выводам.
Основные проблемы для нас - это:
- определенные значения нормативов финансирования в расчете на одного воспитанника в год в детских садах компенсирующего вида;
- отток детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения по желанию родителей или законных представителей, несмотря на тяжесть их состояния, что в дальнейшем приводит к школьной дезадаптации и социокримильнальным последствиям;
- ликвидация психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в базовых дошкольных учреждениях;
- повышение конкурентоспособности других образовательных учреждений с большим количеством воспитанников и как следствие утечка квалифицированных кадров в эти учреждения.
В результате мы решили, что для нашего учреждения будет выгодно вхождение в состав крупного образовательного комплекса лицея №1158, так как мы сможем решить многие наши проблемы.
Какие перспективы мы видим?
Прежде всего это повышение качества оказываемых услуг в нашем дошкольном отделении образовательного комплекса за счет повышения уровня квалификации, компетенции и уровня оплаты труда работников ДОУ; совершенствование материально-технической базы учреждения, а также программно-методического обеспечения образовательной деятельности, использование возможностей взаимодействия с другими структурными подразделениями в рамках крупного образовательного комплекса, включающего в себя 6 детских садов и 4 школы. Для всех детей это станет «Уголком детства».
Мы готовы активно внедрять дополнительные образовательные услуги для широких групп воспитанников с привлечением нашего кадрового потенциала, а организация на базе детского сада учебно-методического (ресурсного) центра позволит оказать методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, а также психолого-педагогическую помощь детям и их родителям. Мы готовы координировать эту работу, что гарантированно привлечет дополнительное бюджетное финансирование. Мы планируем реализовывать образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, что особенно актуально для воспитанников с ОВЗ, создавать необходимые условия для получения качественного образования и обеспечения равных стартовых возможностей детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования, расширять связи с учреждениями - социальными партнерами.
Я полностью согласна с позицией Департамента образования в том, что инклюзивное (интегрированное) образование детей-инвалидов не должно становиться самоцелью и тем более приобретать формальный характер - инклюзия ради инклюзии. Развитие совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказ от лучших достижений российской системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Елена МЕЛЬНИКОВА, заведующая детским садом компенсирующего вида №1742