Интерактивное, по мнению Б.Бадмаева, такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. При таком взаимодействии в процессе обучения педагог общается не напрямую с каждым ребенком и не всей группой детей сразу (фронтально), а опосредованно с каждым из них через другого ребенка, интерактивное средство обучения (например, игрушку) или интерактивную среду. С этой точки зрения к интерактивным технологиям обучения причисляют, например, методику обучения чтению по Глену Доману, которая ориентирована на развитие у детей навыков чтения чуть ли не с пеленок, позволяет обучение чтению словами целиком, «минуя этап послогового проговаривания», и рассчитана на детей от 3 месяцев до 7 лет. На первых занятиях ребенку демонстрируют 5 карточек со словами крупного красного шрифта (а позже и черного шрифта) в течение 5 секунд, затем количество карточек увеличивается. Карточек этих тысячи, поэтому родители должны постоянно заниматься их изготовлением, обновлением и совершенствованием. Постепенно от карточек переходят к словосочетаниям и предложениям, текстам. Все это предварительно должно быть систематизировано по «битам», носить энциклопедический характер, иметь иллюстративный ряд в виде фотографий, рисунков и схем - отвлекаться «не положено». При этом вся информация об объекте дается в именительной падеже, то есть используются только назывная функция слова и номинативная функция речи. Однако ребенка должно интересовать то, что ему предлагает рассмотреть и прочитать мама (от 3 раз до 40 раз в день). В итоге такой постоянной игры-«дрессировки» ребенок, поступая в школу, читает как четвероклассник (100 слов в минуту). Но при этом забывают главное: ребенок форсирует следующие этапы развития в ущерб развитию базовых психических функций в этом возрасте, в итоге будет страдать развитие наглядно-действенного и образного мышления и воображения, задерживаться формирование межанализаторных взаимодействий. В процессе таких занятий мама воспринимает ребенка как пассивное и очень дисциплинированное существо, в которое вкладывают знания, информацию и не учат рассуждать. Возможно, он и станет ходячей энциклопедией, но при этом возможности развития функций речи будут упущены: для этого нужно действовать и говорить, а не читать о том, как действуют другие. Эта методика или технология - как ее ни называй - не интерактивная.
Важнейшая особенность интерактивного обучения согласно Е.Коротаевой состоит в том, что этот процесс происходит в групповой совместной деятельности детей и взрослых, формирует у детей систему универсальных учебных действий. С этой точки зрения интерактивным представляется метод П.Тюленева, у которого в основе раннего развития математических способностей лежит методика «пальцематематики» и «пальцефизики»: «Вы показываете ваши, так горячо любимые младенцем, мамины или папины пальцы по одному, по два, по три, называя числа вслух. Изредка вы вводите новую «пальцецифру», например, считали до трех, закрепили вразброс, через три дня добавляете «четыре». При этом автор методики почему-то не говорит о том, что это только один из этапов формирования количественных представлений и счетных операций, о котором говорили (и до сих пор говорят) отечественные и зарубежные нейрофизиологи и нейропсихологи. В детских садах компенсирующего вида и комбинированных группах об этом известно не только учителям-дефектологам, но и обычным воспитателям. Только они знают, что здесь чрезвычайно важно, чтобы последовательность демонстрации пальцев взрослым и действий ребенка по подражанию и образцу начиналась от большого (первого) пальца и не была зеркальной для ребенка. Это означает, что сидеть педагогу нужно не напротив, а рядом с ним, очень важно отработать эти действия, добавляя и отнимая по одному пальцу, а не вразброс, как советует Тюленев, - сначала в пределах 5, с открытыми глазами, потом - с закрытыми. Другими словами, в этой «методике» не хватает технологичности, алгоритма действий взрослого и ребенка в условиях обучающего взаимодействия.
Если речь идет о настоящей интерактивной технологии, то такое взаимодействие приобретает своеобразные признаки:
    Во-первых, это взаимодействие детей между собой и с педагогом (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности.
    Во-вторых, это процесс общения на равных, где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения.
    В-третьих, это обучение реальности, то есть обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности в процессе использования интерактивных методов обучения.
Л.Куликова, характеризуя интерактивные методы обучения, отмечает, что их сущностная особенность состоит:
    в пребывании детей и взрослых в одном смысловом пространстве;
    в совместном погружении в проблемное поле решаемой задачи;
    в согласованности в выборе средств и методов реализации решения задачи;
    в совместном вхождении в близкое эмоциональное состояние, переживании созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Например, метод эвристической беседы как метод интерактивного обучения характеризуется наличием проблемных вопросов и ответов, которые помогают спланировать или поддержать разговор на определенную тему таким образом, чтобы:
    представить детям краткое правило или указание о том, как преобразовать имеющийся прототип;
    указать, в каком направлении нужно искать, чтобы получить искомое решение задачи обучения;
    разрешить имеющееся в такой задаче противоречие;
    найти выход из экстремальной ситуации, которая может возникнуть в деятельности.
Комплекс методов интерактивного обучения описан в «Двуполушарном подходе» к развитию речи, обучению грамоте и математике. Это авторская адаптивная методика Ольги Соболевой (хотя она называет ее программой), нацеленная на формирование мотивации к учению и нестереотипного, творческого речевого поведения у детей с учетом их ведущего стиля когнитивной деятельности: визуального, аудиального и кинестетического. С учетом этих стилей и принципов добровольности учебного действия, его альтернативности, организуют три параллельных потока информации к детям на домашнем занятии или уроке. При этом учитывают возможности образно-символического и словесно-логического, схематичного восприятия учебной информации, принцип ассоциативности, алгоритмизации и формирования межпредметных связей, что, в частности, проявляется в том, что интерактивные методы развития речи, обучения грамоте и математике интегрированы друг с другом. В связи с этим создан целый учебно-развивающий комплект: «Новый букварь», «Новая математика с элементами развития речи», «Игровой тренажер», «Буквальные задачки». Особое значение автор уделяет обучению письму, предполагается, что каждый ребенок выбирает для себя наиболее оптимальный путь - осмысления и применения орфографических правил; запоминания конкретных слов; обращения к орфографической интуиции.
Другой пример интерактивного метода из группы подобных двуполушарных методик - это ребус-метод Штернберга. Описание этого метода представлено на сайте www.rebus-metod.com. Правила обучения грамоте здесь оказываются связанными с методами загадывания и отгадывания загадок и составления ребусов.
Другой комплекс методов интерактивного обучения описан в программах «ТРИЗ» (Теория решения изобретательских задач) Г.Альтшуллер и М.Шустерман и «РТВ» (Развитие творческого воображения) А.Страунинг. Их суть заключается в предоставлении возможности детям выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия на основе приобретения умений и навыков творческого мышления и воображения.
Другой пример - методы интерактивного обучения, на которые опирается методика Т.Бьюзена, связанная с изготовлением специальных «карт ума» (mindmaps) в практике развития памяти и мышления детей, по которым детей дошкольного возраста готовят к школе. Методика считается универсальной для детей дошкольного и младшего школьного возраста и технологичной, за что даже получила определение «швейцарского ножика мышления».
Сначала детям дают цветные карандаши или фломастеры и предлагают «порисовать осьминожек» на чистых листах формата A4, A3 или A2 (чем меньше малыш, тем больше должен быть сам лист). В центре листа обозначается тема для «рисования» (например, «Я», «Мои друзья», «Моя жизнь», «Мои интересы» и др.) или обобщающие категории, философские понятия, которые изучаются детьми (жизнь, движение и рост). После этого от темы-кружка делается толстое ответвление - щупальце осьминога. На нем крупными печатными буквами пишется одно из ключевых слов темы. Рядом приклеивается наклейка и рисуется символ (от него потом будут отходить другие ответвления - второго и третьего порядка - поменьше и совсем маленькие, но все равно с подписями, только выполненными другим шрифтом). Аналогично оформляются остальные щупальца с другими ключевыми словами. Каждое из щупалец рисуется своим цветом (их должно быть не менее трех). Когда все основные щупальца нарисованы, можно переходить к отросткам второго уровня. Их делают потоньше - так, чтобы картинка напоминала дерево. На каждой ветке второго и третьего уровня - свои подписи и свои образы - пиктограммы.
Сначала подобные карты рисуют в присутствии ребенка. Постепенно он вовлекается в этот процесс. При этом идет обогащение словарного запаса и развитие таких мыслительных операций, как группировка, обобщение и классификация. Если использовать несколько карт сразу, то можно проводить работу по сравнению понятий.
Когда карта нарисована, ее вешают на стену - в поле зрения ребенка или помещают в специальные папки с прозрачными листами (получается что-то вроде книжек-самоделок), которые используют для обсуждения с ребенком еще несколько раз (карты при этом можно дополнять и изменять): через день, неделю, месяц. Это хорошо тренирует произвольную память ребенка.
С одной стороны, эта методика представляет собой технологию обучения и имеет признаки такой технологии, с другой стороны, она не реализует всех способов мышления, которые должны отрабатывать и усваивать дети в ходе организации обучающего взаимодействия с группой и педагогом. Учитывая это, можно сказать, что она недостаточно технологична.
На развитие интеллекта и литературного творчества очень положительно влияет использование опыта интерактивных методов обучения, принятых в практике работы детских садов Реджио Эмилия (Италия). Именно там Дж. Родари создал свою «Грамматику фантазии» (введение в искусство придумывания историй). В ней описаны методы и приемы, направленные на развитие детского воображения: приемы продолжения фразы («что было бы, если...») или сказочной истории, «бином фантазии» (метод систематического смещения слова в непривычный контекст), метод конструирования загадки (приемы отстранения, ассоциации и сравнения, завершающей метафоры), «перевирания» сказки или рассказывания сказок «наизнанку», создания «салата» из сказок.
Один из самых эффективных методов - работа с «картами Проппа». На каждой такой карте с помощью символов и пиктограмм изображены постоянные функции сказки: «предписание или запрет», «вредительство», «волшебные дары», «борьба», «наказание антигероя». Воспитанники берут пронумерованные по порядку карты или вытягивают наугад, разворачивают сюжет собственной сказки в соответствии с ними. Развитие творческого воображения проявляется при этом в том, что дошкольники объединяют в сказке разные события, включают в изображение эпизоды из реальной жизни. При этом мультимедийное сопровождение данных технологий сегодня осуществляется не только на основе создания мультимедийных презентаций PowerPoint. Еще большей эффективностью и возможностью использования панорамного мышления детей обладает сегодня совершенно новая технология Prezi. Чтобы ее освоить, нужно зарегистрироваться на сайте Prezi.com - там сразу предоставляют флеш-уроки и образцы. Созданные в результате презентации очень удобно использовать как «карты приключений» и как сюжетную основу для проведения любых форм организованной образовательной деятельности, причем сделать их легко.
Таковы наиболее известные сегодня методы и технологии интерактивного обучения детей дошкольного возраста. Их использование приобрело сегодня особую теоретическую и практическую значимость в связи с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования и изменением подхода к определению приоритетных видов и форм образовательной деятельности, в частности, в связи с изменением установок на использование такой формы организованного обучения, как занятия. Эти методы и технологии позволяют компенсировать проблемы, связанные с ухудшением показателей и результатов обученности детей, на основе улучшения показателей их обучаемости в процессе педагогического взаимодействия, организованного в виде игр, комплексов специально организованных педагогических ситуаций, проектной деятельности.

Наталья МИКЛЯЕВА, зав. кафедрой управления дошкольным образованием ИППО МГПУ