На вопрос «Необходима ли преемственность детского сада и школы?» любой человек, как близкий к педагогике, так и далекий от нее, утвердительно ответит: «Да!» Но каким образом на практике осуществлять по-настоящему эффективную преемственность, повышающую качество образования на всех ступенях образовательного процесса, - тот вопрос, который и по сей день остается открытым.
Понятие преемственности в системе образования трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть как связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года впервые дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, в связи с этим преемственность между дошкольным и начальным образованием приобретает особую роль и становится одним из важнейших приоритетов развития образования в России.
В условиях реализации инновационных образовательных технологий решение проблемы преемственности потребовало перехода от концептуальных форм в практическую плоскость. На наш взгляд, основное противоречие кроется прежде всего в неоднозначности позиции о понятии «преемственность» у представителей различных социальных категорий.
Учителя зачастую понимают преемственность как «наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков». Многие из них считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Для воспитателей обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые пойдут в школу, не было никаких претензий, они считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, а развитие определенных способностей ребенка обрывается. Родители же хотят все и сразу; произнося слово «преемственность», они понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить, упуская из виду факт необходимости и готовности ребенка к подобного рода «обучению» в дошкольном детстве.
Вопрос преемственности для нашего педагогического коллектива был актуален с момента открытия Центра развития ребенка - детского сада №2528. Поэтому, узнав в 2012 году о проведении Департаментом образования конкурса «Детский сад для всех и каждого», в котором была номинация «Выпускник детского сада - успешный первоклассник. Преемственность ФГТ и ФГОС», мы не задумываясь решили принять участие именно в этой номинации, так как за шесть лет работы наш коллектив накопил огромный опыт по преемственности детского сада и школы, участвуя в работе ГЭП «Технология преемственности как условие преодоления неуспешности в образовании детей и учащихся на каждой возрастной ступени» и ФИП «Реализация преемственности в системе непрерывного образования как средство обеспечения ФГТ и ФГОС в условиях нового финансового обеспечения» под руководством В.Просвиркина. Компетентное жюри по достоинству оценило нашу работу, результатом стало заслуженное первое место в номинации и открытие на базе дошкольного учреждения стажировочной площадки для педагогов Москвы по теме «Выпускник детского сада - успешный первоклассник. Преемственность ФГТ и ФГОС».
При организации нашей стажировочной площадки мы постарались учесть различные аспекты преемственности и категории педагогических работников, участвующих в ее осуществлении, так как преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, а главное - сохраняет «радость детства» (Н.Поддьяков), с другой, школа, как преемник, подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал. Чтобы быть компетентными в организации работы по преемственности, мы определили приоритеты каждой ступени образования и обозначили основные аспекты преемственности: согласованность целей дошкольного и начального школьного образования, последовательность содержания процесса обучения (организация, методы, приемы), взаимодействие детей и взрослых. Наша стажировочная площадка стала центром распространения лучших практик дошкольного образования по проблеме преемственности детского сада и школы.
Сегодня с принятием нового Закона «Об образовании в РФ», получив новый статус в системе непрерывного общего образования, дошкольному образованию потребовались такие же ФГОС, как и для трех ступеней школы, то есть с требованиями к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и результатам ее освоения с одним принципиальным ограничением - никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих подобных манипуляций применительно к детям дошкольного возраста.
Принятие и введение ФГОС дошкольного образования и реализация ФГОС начального школьного образования станет важным этапом в преемственности детского сада и школы, а их успешной реализации будут способствовать создаваемые образовательные комплексы, в которых преемственность между дошкольным и школьным образованием рассматривается как один из основных факторов эффективного обучения и воспитания ребенка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания в соответствии с требованиями ФГОС.
С 1 сентября 2013 года ФГОС дошкольного образования будут апробировать в пилотных образовательных учреждениях. В нашем образовательном учреждении есть понимание, как можно и нужно воспитывать, учить по-новому в условиях стремительно изменяющегося мира. Ведь ребенок имеет право выбора и не обязан «вписываться в систему», наоборот, система должна учитывать его образовательные и другие потребности. Мы надеемся, что, войдя в образовательный комплекс, наш Центр развития ребенка станет одним из участников апробации ФГОС дошкольного образования и на практике сможет обеспечить исполнение государственных гарантий, которые направлены на удовлетворение потребностей родителей и детей на дошкольной ступени образования. Все это будет способствовать формированию у наших воспитанников компетенций, обеспечивающих им социальную успешность и самореализацию в современном развивающемся мегаполисе.

Е.МИСОЖНИКОВА, и.о. заведующего ЦРР - д/с №2528;
Н.БРЫНКИНА, старший воспитатель ЦРР - д/с №2528;
Т.СУТОРМИНА, специалист - старший воспитатель ЦРР - д/с №2528