В 1868-1869 годах в Москве были открыты четыре платных детских сада, принадлежавших Мамонтовой, Левенштерн, Соловьевой и Римской-Корсаковой, в 1893 году в Москве было уже 7 платных частных детских садов для детей обоего пола (35 девочек и 21 мальчик). Все они находились при учебных заведениях и представляли собой подготовительные школы для детей самого младшего возраста. Педагоги и врачи привлекали внимание родителей к необходимости давать детям правильное воспитание, обеспечивающее всестороннее развитие ребенка с малых лет. В критическом этюде «Современное воспитание детей дошкольного возраста» (1892) врач-педиатр А.Филиппов писал: «Вопрос о воспитании наших детей никогда не может считаться ни исчерпанным, ни устарелым, так как жизнь дает все новые и новые задачи и данные. Всякому беспристрастному наблюдателю бросается в глаза наше слабое поколение детей, наши жиденькие, бледные, слабо развитые, быстро утомляющиеся от всяких занятий Ванечки, Манечки, и всякий мыслящий человек должен задуматься, отчего все это происходит, до чего это расслабление может довести и какие противопоставить меры к этому вырождению рода».
В 1910 году в Москве было 82 частных детских сада, в основном они были платными. Наибольшее распространение получили детские сады семейного типа, обслуживавшие от 5 до 8 детей, но были учреждения при учебных заведениях, которые посещали от 25 и более детей, располагались учебные заведения для дошкольников в самых разных помещениях: в квартире содержательницы или специально снимаемом, в помещениях учебных заведений, монастырей.
В Москве в 1902 году открылся французский детский сад А.Левицкой, в котором все занятия проходили на русском и французском языках под руководством швейцарки с дипломом Фрёбелевской школы в Швейцарии. Известен платный детский сад при частной гимназии Марии Свентицкой, который был открыт в Большом Власьевском переулке.
Значительным событием явилось открытие в Москве в 1911 году городского Универсального детского сада имени О.Кельиной, мечтавшей об открытии подобного заведения для детей городской бедноты, но не дожившей до его открытия. Он был создан на собственные средства мужа Ольги Николаевны В.Кельина. Детский сад был построен по индивидуальному проекту на Большой Пироговской улице. Учреждение совмещало в себе детский сад с музеем детских игр, лучших книг и картин, детскую библиотеку-читальню, класс детского хорового пения и элементарной музыки, детскую астрономическую обсерваторию, воскресные лекционные классы (преимущественно для окончивших курс в начальных училищах Москвы), образовательные детские вечера. Задачей Универсального детского сада было создание такого педагогического центра, где не одни дети могли бы получать полезные для себя знания, но и родители, воспитатели могли найти ответы и помощь на свои запросы в деле первоначального воспитания и образования. Детский сад осуществлял просветительскую работу среди родителей, населения района Хамовников, а также среди детей дошкольного возраста, не посещавших детские сады, и школьников. Для них устраивали лекции, беседы, творческие утра, литературные и музыкальные утра, для молодежи читали лекции по астрономии, музыке, гигиене, ежегодно проводили от 12 до 16 концертов. Заметным явлением стало утро в честь заслуженной артистки драматической труппы императорских театров Гликерии Федотовой, в котором приняли участие А.Яблочкина, М.Евреинова, Е.Хренникова-Линк, С.Гиацинтова, утро в честь 300-летия царствования дома Романовых, а также различные детские праздники с благотворительной целью. Детский сад со дня открытия стал базой для практических занятий слушателей дошкольного отделения Педагогических курсов при Московском обществе воспитательниц и учительниц.
В.Кельин передал детский сад в ведение Московской городской управы, внеся в нее капитал в 131 тысячу рублей, проценты с которого покрывали ежегодные расходы на его содержание. При приеме в этот бесплатный детский сад предпочтение оказывалось наиболее бедным детям. В нем было два отделения: старшее (7-8 лет) и младшее (6-7 лет), по 16-20 детей в каждом.
В начале XX века были созданы первые в Москве бесплатные ясли и детские сады, находившиеся в ведении благотворительного отдела городского управления, которые не только обеспечивали присмотр за детьми дошкольного возраста, но и организовывали занятия с ними. Первый детский сад такого типа был открыт в 1903 году при доме бесплатных квартир братьев Бахрушиных на Болотной площади, в 1906 году - еще один в новом доме тех же владельцев на Софийской набережной, а в 1909 году были открыты городской детский сад и ясли при доме дешевых квартир Солодовникова на 2-й Мещанской. В отличие от частных эти детские сады работали с 9 до 16, а иногда до 18 часов, то есть обеспечивали присмотр за детьми в течение всего рабочего дня их родителей, во время обеденного перерыва дети уходили домой на обед. Детские сады обслуживали от 50 до 170 детей, с ними занимались специальные платные руководительницы, на одну руководительницу приходилось 40-50 детей в возрасте от 4 (в яслях от 6 месяцев) до 8 лет.
Прогрессивные педагоги, общественные деятели Москвы стали поднимать вопрос о необходимости создания в городе сети народных детских садов. Именно в ее отсутствии видели они причину значительного процента трудновоспитуемых и неуспевающих детей в начальной школе. В этот период начали организовывать дошкольные учреждения при крупнейших промышленных предприятиях и больших учреждениях (при фабрике товарищества Прохоровской Трехгорной мануфактуры, при Музее прикладных знаний). Эти бесплатные дошкольные учреждения содержали на средства Московской городской управы, а также за счет владельцев предприятий, частных средств и пожертвований.Часть заботы о детях Москвы взяли на себя общественные организации. С конца ХIХ века в городе начали появляться различные просветительные общества: в 1870 году - Московское общество воспитательниц и учительниц, в 1893 году - Педагогическое общество Московского университета, Московский комитет грамотности также объединил вокруг себя педагогических деятелей.
При Педагогическом обществе Московского университета (открыто в 1898 году) была организована в 1902 году комиссия по организации семейных школ. Члены комиссии разрабатывали вопрос об организации «новых свободных школ», а также дошкольных учреждений. Председателем и руководителем комиссии был К.Вентцель. Осенью 1905 года он выступил с «Декларацией прав ребенка», своеобразным манифестом «освобождения ребенка», положенным в основу «теории свободного воспитания». Вентцель создал Дом свободного ребенка - учреждение для детей от 5 до 10 лет, который просуществовал три года (1906-1909). В работах Вентцеля «Этика и педагогика творческой личности» (1912), «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» (1914) можно найти положения, актуальные и сегодня: «Надо предлагать ребенку только те знания, которые ему сейчас нужны, которые он сможет использовать в текущей жизни и деятельности в детском саду, а не те, которые понадобятся в будущем», «На детский сад следует смотреть не как на подготовку к школе, а как на такое воспитательное учреждение, которое даст возможность детям изжить детство в пределах того возраста, который охватывается детским садом, во всей полноте его жизненных запросов и свойственных задач и стремлений».
Осенью 1903 года супруги Вентцель, объединившись с несколькими другими семействами, сделали попытку организации детских собраний в духе свободного семейного детского сада. Несколько семей договорились пригласить руководительницу и устраивать три раза в неделю поочередно в трех домах «детские собрания» чисто семейного характера. Идея «свободного воспитания» в России осуществлялась в виде организации так называемых творческих детских садов, преследовавших цели создания из ребенка активной творческой личности. Такой детский сад был открыт в 1913 году в помещении Московского учительского дома.
Первый народный детский сад Москвы, открытый обществом «Сетлемент» в 1905 году, разместился в маленьком деревянном доме на пустыре Тихвинского переулка. В нем были четыре комнаты и кухня, ни водопровода, ни канализации. Вечером в помещении занимались клубы, а утром детский сад. При доме была большая площадка для игр. Обстановка самая примитивная - высокие столы, табуретки и скамейки. Обслуживающего персонала не было. За весь период работы в 1905-1911 годы было отпущено 300 руб. на оплату помещения, отопление и воду. С 1907 года детский сад размещался в здании в Вадковском переулке, которое было построено по оригинальному проекту А.Зеленко на средства, собранные членами общества при поддержке благотворителей.
29 февраля 1912 года серпуховский попечительский совет принял решение открыть для бедных «Приют для приходящих детей». Заведующей приютом была избрана Мария Полетаева, которая с помощью небольшого числа сотрудников (работавших совершенно бесплатно) организовала клуб «Детский уголок», который существовал на пожертвования Серпуховского попечительства о бедных при Московской городской управе и многих частных лиц. В «Детском уголке» было 70 детей, из них 16 - дошкольного возраста. Впоследствии при клубе был создан детский сад. В 1914 году под детский сад был выделен особняк с большим садом и двором на улице Житной, дети от 3 до 7 лет были разделены на три группы, режим работы детского сада - с 8 до 14 часов. Большую помощь оказывали местные торговцы, предоставлявшие детскому саду продукты питания со значительной скидкой (торговый дом Козлова с сыновьями, мясная лавка Симонова, булочные Филиппова). Детский сад по возможности обеспечивал детей теплой одеждой и обувью, а в условиях суровой зимы «давал детям возможность хоть несколько часов побыть в светлом, теплом помещении».
Общественные организации Москвы активно пропагандировали идеи дошкольного воспитания. Требование включить дошкольное воспитание в общую систему народного образования звучало на Съезде деятелей народного образования в Московском уездном земстве в 1914 году. По архивным данным, к 1917 году в Москве было 28 народных детских садов с 1583 детьми, 7 яслей с 436 детьми. В феврале 1917 года Союз обществ вышел с инициативой создания городской комиссии по дошкольному воспитанию, учредителями комиссии стали представители различных обществ, педагоги, врачи, частные владельцы дошкольных учреждений, шло обсуждение тезисов по дошкольному воспитанию, предложенных специальной комиссией Министерства народного просвещения при Временном правительстве, основное содержание которых заключалось в том, что дошкольное воспитание необходимо ввести в общую систему народного образования, обеспечив всестороннее развитие и воспитание детей в детских садах.

Ксения Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, заслуженный учитель России, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, лауреат конкурса «Грант Москвы»в области наук и технологий в сфере образования;
Людмила Волобуева, профессор кафедры дошкольной педагогики МПГУ