Максим РЕШЕТНИКОВ, и. о. руководителя Департамента экономической политики и развития:

- Сегодня на повестке дня три вопроса, три документа: прогноз социально-экономического развития города, среднесрочный бюджет и Адресная инвестиционная программа. Все эти три документа действительно отвечают на один главный вопрос: как будут реализовываться семь приоритетов программы развития города. Базовый документ - прогноз развития Москвы, который положен также в основу и целевых показателей городских программ.
Несмотря на то что ситуация и в мире, и в России в целом нестабильна, идет определенное замедление центров роста, Москва сохранит на ближайшие три года устойчивые темпы развития. Эти темпы в целом соответствуют и, как правило, превосходят основные характеристики крупнейших мировых мегаполисов. Следующая тенденция - наблюдаемый рост статистики заработной платы, этот статистический показатель все в большей степени учитывает заработные платы в крупных компаниях, банках, корпорациях, в бюджетном секторе, но вместе с тем это якорь для заработной платы бюджетников. Поэтому все необходимые средства на реализацию указов президента в бюджет заложены.
Отмечу, что бюджет - только один из инструментов, которые обеспечивают достижение параметров прогноза и реализацию городских программ. Наша долгосрочная политика - развитие предприятий и компаний города и привлечение в город инвестиций. Здесь очень много делается в плане развития инфраструктуры - и транспортной, и инженерной, и социальной. Бюджетные инвестиции - это то, что нам позволяет в конечном счете строить новые объекты, создавать новые рабочие места и комфортную среду. Именно бюджетные инвестиции позволяют нам приступить к освоению территории Новой Москвы, к реорганизации промзон, комплексному освоению территорий. В результате рост инвестиций в целом по городу на ближайшие три года, если брать в сопоставимых ценах, планируется с темпами от 6 до 7%. Если возьмем долларовую оценку, то, думаю, ежегодный рост превысит 10%. Более того, реализуются большие программы поддержки промышленных предприятий, внедряется подход налоговой льготы в обменные инвестиции, идет сдерживание роста тарифов для промышленных потребителей и компаний, освобождаются от платежей производства при реконструкции.
Важна наша политика по развитию сети технополисов и технопарков, особой экономической зоны, здесь приоритет -  поддержание промышленного профиля города и создание новых рабочих мест, в перспективе это также работает на формирование устойчивой базы бюджета. Уже с этого года в городские программы включены мероприятия, которые реализуются за счет всех без исключения источников финансирования: за счет средств федерального бюджета, за счет средств внебюджетных фондов, средств частных инвесторов и средств (инвестиций) наших крупнейших инфраструктурных монополистов. В результате общий объем финансирования городских программ на трехлетку превысит 9 трлн рублей, из них более половины - это уже не средства бюджета, а средства из других источников.
Мы принципиально изменили наши подходы к налоговой политике и улучшению налогового администрирования. Сегодня в Москве активно выявляют компании, которые имеют низкие показатели налоговой нагрузки, совместно с налоговыми органами мы ведем соответствующую работу. Еще одно направление работы - рост неналоговых доходов бюджета. Здесь необходимо отметить работу земельно-имущественного комплекса. В результате элементарного наведения порядка в договорной работе, вовлечения неиспользуемых объектов мы более чем в два раза за последние годы увеличили здесь объем доходов.
По примеру всех прочих мировых мегаполисов Москва учится зарабатывать деньги, что называется, из воздуха. Проведенный недавно аукцион по размещению чуть более половины рекламного пространства принесет городу в ближайшие 10 лет более 75 млрд рублей, из них 15 млрд рублей уже в этом году, это та практика, которая, очевидно, будет продолжена.
Большой источник для поиска дополнительных ресурсов для решения наших задач - наша многоуровневая система контроля закупок. Эта система охватывает разные этапы - от определения целесообразности тех или иных закупок до контроля начальных цен, контроля самих процедур. В результате ее применения только в 2012 году было сэкономлено свыше 150 млрд рублей, за первые восемь месяцев текущего года - почти 90 млрд рублей. Здесь, конечно, надо отметить работу государственных заказчиков, благодаря которым такие цифры в первую очередь и достигаются.
Правительство целенаправленно наводит порядок не только во взаимодействии с подрядчиками, но и внутри всей бюджетной сети. Яркий пример - введение электронной системы персонального учета школьников. В результате школы теперь получают средства, не просто кратные числу школьников, а, что называется, пофамильно, за конкретных детишек. Только эта мера позволила выявить несвоевременный учет тех ребят, которые перешли в другие школы и уехали. Результат - экономия 10 млрд рублей в 2013 году, и это, конечно, в первую очередь работа Департамента образования и Департамента информационных технологий. Эти средства из системы образования никуда не ушли, они оставлены в расчете на новый контингент детишек, которые придут в школы.
Важное направление - замещение бюджетных средств частными, наш принцип: там, где можно обойтись без бюджетных вложений, надо обходиться без бюджетных вложений. Речь идет об инвестициях наших естественных монополистов. Все обозначенные в программе приоритеты развития обеспечены финансированием - и бюджетным, и внебюджетным, есть четкие механизмы и планы реализации.

Вера ЧИСТОВА, и. о. руководителя Департамента финансов города Москвы:

- Третий год мы формируем бюджет по программно-целевому принципу, в городе создана вся нормативно-правовая база, позволяющая это делать, прежде всего уточнен закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве». Постановление правительства обеспечивает порядок формирования, уточнения и реализации наших государственных программ, вся бюджетная классификация подстроена под государственные программы Москвы и позволяет сегодня в оперативном режиме осуществлять их финансирование без каких-либо сбоев.
Основные подходы к формированию проекта бюджета на 2014 год и плановый период базируются на прогнозе социально-экономического развития города Москвы, это реализовано в основных направлениях бюджетной налоговой политики. Мы учли в бюджете все показатели, которые сегодня становятся первоочередными и которые необходимо было уточнить в связи с новыми показателями прогноза. Это увеличение контингента получателей средств бюджета, объема бюджетных ассигнований, прежде всего на исполнение уже принятых социальных обязательств. Но при этом мы учли и новые расходные обязательства, которые прежде всего вытекали из пожеланий москвичей, полученных в течение трех месяцев: у нас открытый бюджет, открытые программы, поэтому мы на своих сайтах получали очень много пожеланий, которые касаются непосредственно бюджетных процедур. Это отрадно, потому что все хотят читать бюджет и понимать, что за ним стоит.
Мы повышаем адресность социальных мер поддержки, уходим на новый уровень качества государственных услуг. Большая работа в связи с этим проведена по бюджетному сектору, по нашим государственным учреждениям. Мы переходим уже на уровень ведомственных перечней госуслуг, ориентируясь на отраслевые перечни. Это позволит применить единые подходы к качеству и соответствующему уровню этих услуг в зависимости от того, однотипны они либо имеют особенности, соответственно четко сформулированы бесплатные услуги города и те услуги, которые осуществляются за плату.
Высокий уровень предъявляется к контролю за выполнением государственных заданий. Трехлетний период установления госзаданий тоже будет осуществляться в городе впервые, устанавливается трехлетнее государственное задание для бюджетной сети, соответственно открываются масштабы того, что будет делать каждое бюджетное учреждение за три года, это позволяет обеспечить стабильность и  реализацию тех задач, которые стоят перед каждым бюджетным учреждением.
Таким образом, в городе в полном объеме реализован 83-й закон по бюджетной сети, по тем задачам, которые перед ней стояли. Но тем не менее реформирование бюджетной сети в городе продолжается, оптимизируется сеть, оптимизируются финансовые параметры.
Сегодня проект бюджета на 2014 год предусматривает 164,8 млрд рублей дефицита, на 2015 год - 151 млрд и на 2016 год - 140,8 млрд рублей. Этот уровень дефицита вполне допустим. Бюджетный кодекс определяет для бюджетов субъектов Российской Федерации предельный уровень - 15%, у нас этот уровень составляет 11%, 9,7% и соответственно 8,7%, то есть у нас есть подушка безопасности.
Госпрограммы сегодня занимают свыше 90% объема финансовых ресурсов, у нас есть расходы, которые не входят по Бюджетному кодексу и не могут входить в программу, это прежде всего резервные фонды и расходы на содержание государственных органов, никаких других, непрограммных, расходов сейчас у нас в бюджете нет, более того, мероприятия непрограммной части по охране окружающей среды с 2014 года нашли свое место в соответствующих государственных программах.
Мы не считаем, что государственные программы какая-то догма, которая не может меняться не только по финансам, но и по своей структуре, поэтому переход на семь приоритетов потребовал того, чтобы мы и программы настроили на эти семь приоритетов. Например, программа энергоэффективности сейчас не самостоятельная программа, а подпрограмма соответствующей программы. В результате мы сократили уровень государственных программ на одну и объединили, переформатировали и усилили подпрограммы государственных программ - сейчас у нас не 90 подпрограмм, а 83.
Та задача, которая поставлена большой нашей программой «Москва - город, удобный для жизни», сформирована по семи приоритетам, как я сказала. Наибольший приоритет по финансированию и по структуре - это «Комфортная городская среда», программа «Жилище» - прежде всего развитие коммунальной, инженерной инфраструктуры, «Культура Москвы» - развитие индустрии отдыха и туризма. Мы максимально используем инструмент привлечения внебюджетных источников, формирование надежного и гарантированного к исполнению бюджета - залог того, что на все инфраструктурные объекты как в сфере непосредственно производственной, так и социальной идут инвесторы. Сегодня во всех наших государственных программах и приоритетах от 20 до 60% - привлеченные средства. Это не только средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, но и средства инвесторов, средства промышленности, которая сегодня в городе есть, даже средства физических лиц. Это говорит о том, что стабильный бюджет - залог привлечения интереса к экономике города.
Мы подготовили полный пакет документов: законопроект, 29 приложений и полный комплект документов для Мосгордумы.