Нынешним летом долго мучиться не пришлось. Идею и тему подсказали события в Государственной Думе. Депутатская идея создать кодекс школьной или педагогической чести взбудоражила общественность. Как человек эмоциональный, любящий свое дело, свою профессию и собратьев по цеху, я в первый момент не скупилась на комментарии, благо телефоны в гимназии трезвонили наперебой. Мнением профессионалов интересовались журналисты разных телевизионных и радиостанций. Радостно, конечно, что в преддверии нового учебного года депутаты вспомнили о школе. Забеспокоились, однако, не о социальном статусе учителей и руководителей, не о здоровье их, не о пенсиях, не о судьбе сельского учителя Ильи Фарбера, наконец, приговоренного к такому большому сроку тюремного заключения по весьма не проясненному делу о взятке. Нет! Уважаемые законодатели озаботились вопросами о длине юбок, глубине декольте, особенностями макияжа! Ну как тут удержаться от иронии и сарказма!
Понятно, что вопрос о том, как должен выглядеть современный учитель, далеко не праздный. Умение одеваться соответственно случаю, понимать, что можно, а главное, чего нельзя, - это, безусловно, один из признаков интеллигентного человека. Выпускник педагогического вуза должен это знать, потому что этому в педагогическом вузе нужно учить так же рьяно, как основам преподаваемых наук, как искусству педагогики, умению общаться с детьми и многому другому. В стране столько педагогических институтов и университетов, столько проблем с высшим педагогическим образованием, что депутатам, видимо, страшно к ним даже прикоснуться! Обсуждаем дресс-код! Да нет вопросов! Я сама готова надеть форменный сюртук, если и нас признают государственными служащими. Может быть, сначала все-таки следует решить, предоставляет ли школа образовательные услуги или служит государству, выполняя его заказ, обучая и воспитывая граждан нашей страны?
Вопросов такого рода, я думаю, немало возникло у каждого из коллег. Очень уж часто люди, не связанные с нашей профессией, берутся наставлять педагогов, как надо учить, а врачей - как лечить... Ничего не поделаешь, самые массовые у нас профессии!
И как это часто бывает, когда первая буря чувств улеглась, пришло время раздумий. Нет, есть все-таки сермяжная правда в депутатских идеях. Не им, конечно, следует заниматься составлением кодекса педагогической чести. Но это не значит, что педагогическое сообщество свободно от раздумий над тем, что мы можем себе позволить, а чего делать нельзя. Об этом написано в любом школьном уставе. Но если быть до конца честными, даже учителя не умеют читать и принимать такие документы как руководство к действию. Значит, нужны другие документы, другие слова?
Начнем с того, что слова эти можно найти в самых древних книгах. Они хорошо известны любому верующему и неверующему человеку как самая значимая часть той великой культуры и мудрости, без которой жить нельзя. Это мудрость веков, мудрость народов. Кодекс, выше которого быть не может.
И все-таки... Каким мог бы быть кодекс педагогической чести, принятый в гимназии №56?
Очень боюсь быть неправильно понятой! Я никак не претендую на то, что плод моих размышлений может стать истиной в последней инстанции даже в моей родной школе, тем более - в каких-то других. Не беру на себя роль проповедника. Но подумать о своих заповедях, о нашей педагогической «Клятве Гиппократа», мне кажется, стоит. И об этом - мое открытое письмо коллегам, написанное в августе 2013-го.

NB! Майя Борисовна Пильдес, народный учитель РФ, директор гимназии №56, Санкт-Петербург.