Настоящее на «отлично»
Сюда едут, чтобы полюбоваться на беседку перед входом, усыпанную звездами цветущего клематиса. В обе стороны от беседки - аллеи с кустами роз, на одной из них, в уголке, распласталась собачка Томик - приветливое создание из травы, цветов и камешков. А ближе к центру - памятный куст калины, посаженный почти 20 лет назад одним из гостей школы - советским писателем Владимиром Федоровым. Точнее, уже не куст, а деревце, которое склонилось под тяжестью ярко-красных ягод над пятиконечной звездой, выложенной гравием на газоне, - это место памяти и славы, посвященное героям Великой Отечественной. В школе №1 дорожат традициями и умеют чтить память земляков. А еще умеют создавать красивое настоящее и воспитывать ответственное будущее.
Сегодня вся пришкольная территория условно разделена на большие и маленькие сектора, и в каждом из них свои украшения, цветники, плодовые и ягодные кустарники, дорожка здоровья из опилок. А среди всего этого изобилия поселились сказочные существа, птицы, звери и, конечно, люди.
Вообще тут все для хорошего настроения и понимания, что школа - самое приветливое, чудесное, доброжелательное место на земле! Год от года этих чудес только прибавляется, и у каждого из них своя история. Кстати, перед 1 сентября здесь появилось еще одно новшество - счастливая ладошка. Один из родителей решил поучаствовать в украшении школьного двора и привез несколько больших камней. Директор школы Светлана Яковлевна Истомина сначала задумалась, что же с этим богатством делать. Просто сад камней? С очередным газоном и цветником? Решение нашлось, как всегда, на общем совещании инициативной группы. В итоге на самом выдающемся камне поселилась мудрая сова, рядом с ней положили большую раскрытую книгу - символ знаний. Надписей никаких делать не стали, просто впечатали в страницу ладонь. Так появилась у школы самая новая традиция. Если 1 сентября приложить к этому отпечатку свою ладонь, то в новом учебном году будешь учиться только на пятерки! Говорят, даже местные бизнесмены уже приходили и свои ладони прикладывали - чтобы бизнес шел на «отлично».
Кто именно придумал «волшебную ладонь»? Наверное, все вместе, той самой инициативной группой. В ней много учителей: Алла Мартыненко и Наталья Анучкина, Оксана Кравченко и Ирина Бабичева, Елена Багаури и Анна Данилова... А вообще-то не только учителя, но и другие сотрудники всегда готовы задержаться после работы и помочь сделать что-то для школы.
- Не поверите, - с улыбкой рассказывает Светлана Истомина, - когда шесть лет назад я пришла сюда директором, сначала вообще не могла никого раскачать. Сейчас даже трудно себе это представить. Тогда я их агитировала и цветы сажать, и придумывать что-то, а теперь не могу остановить: сами все делают! А добилась этого личным примером и здоровыми амбициями. Мы очень хотим показать себя, показать, на что мы способны.

Школа хорошего настроения

Глава Яковлевского района Иван Васильевич Бойченко, сам тоже из учителей, эту особенность Томаровской школы хорошо знает, поэтому, когда сюда приходит, сразу говорит: «Где ваш «изюм»? Показывайте!» Имеется в виду расхожее выражение о том, что у хорошей школы должна быть своя изюминка. Только здесь одной ягодкой не ограничиваются: чем больше «изюма», тем лучше. Поэтому и прибавляются каждый год новшества, причем не только на школьном дворе.
- Мы стараемся жить мирно и красиво, - подчеркивает Светлана Истомина. - Сплетен не разрешаем, интриг тоже. Я сама этого не люблю и считаю, что любой вопрос можно выяснить, спокойно общаясь друг с другом. Еще одна моя позиция - принцип демократичности. Любые вопросы мы обсуждаем вместе. Я считаю, что в наше время и с нашими людьми, у которых сегодня очень много проблем и каждый борется за выживание, «давить» нельзя ни в коем случае. Надо просто решать проблему и относиться друг к другу по-человечески. Тогда и будут хорошие результаты.
Помогать мечтам исполняться
Посмотреть на результаты, о которых говорит директор, и послушать ее отчет жители поселка приходят в местный дом культуры каждый год в апреле. Во время первого публичного отчета зал был полупустой, а на последнем, четвертом, люди даже в проходах стояли. Сегодня среди школьных достижений и успешная учеба юных казачат из казачьего класса имени атамана Платова, и победы школьной команды КВН под руководством Ирины Алфимовой, заместителя директора по воспитательной работе. Еще одно ноу-хау школы - учебные практики, благодаря которым ребята получили представление о профессиях менеджера, воспитателя детского сада, химика-лаборанта, технолога, микробиолога, врача-рентгенолога, хирурга, садовника, зоотехника, агронома, повара-кондитера. Три года назад директор поставила перед своими учителями - победителями ПНПО биологом Натальей Анучкиной и филологом, своим заместителем по учебной работе Анной Даниловой задачу организовать такие практики и написать для них программы. Педагоги успешно справились с этим, и теперь учащиеся 10-11-х классов раз в неделю посещают предприятия и организации района, изучают профессии.
Еще одна интересная идея, развившаяся в большое исследование, - это работа школы с леворукими детьми. Началось все с конкурса «Педагогический дебют», на который было решено направить молодую учительницу математики Татьяну Ладных. Долго думали, что станет главной идеей, которую педагог должен представить на конкурсе, и выбрали обучение детишек-левшей. Сначала даже не догадывались, насколько обширна и интересна эта тема. Кстати, тогда, на конкурсе, победили на областном этапе и стали лауреатами на всероссийском. Теперь продолжают начатое исследование.
- Одно из главных качеств руководителя, - говорит Светлана Истомина, - это коммуникабельность. Надо уметь общаться и договариваться. Еще одна моя задача - сделать так, чтобы человеку каждое утро хотелось приходить на работу. Поэтому мы всегда стараемся ему во всем помочь, даже в решении бытовых вопросов. Это и устройство ребенка в детский сад, и решение жилищной проблемы, в чем нам очень помогает глава района. Единственное, чего я не могу терпеть, так это предательства, в любом его виде - словом, делом. Если от нас уходят на более хлебное, как сначала кажется, место, мы назад не берем. Особенно если уходят со словами «Да что там ваша школа! Я лучше найду». Но бывает и так: попытался учитель уйти работать в другую сферу, уходила с сожалением, по личным обстоятельствам. А через пару лет попросилась обратно - хотя бы в группу продленного дня. Мы взяли, а через год человек раскрылся, стал замечательным учителем начальных классов. Вообще я считаю, что надо помогать мечтам исполняться.

Белгородская область