Сегодня все соглашаются, что грамотный рейтинг - это своеобразный навигатор для желающих дать своим детям достойное образование, что это инструмент, стимулирующий конкуренцию между образовательными организациями, что он заставляет образовательные учреждения вносить коррективы в стратегии своего развития, программы и планы. Мне кажется, следующим шагом после опубликования перечня лучших школ этого года должно стать усовершенствование методики. И в первую очередь  связанное с учетом контекстных данных, позволяющих обеспечить корректность сравнения учреждений, действующих в разных условиях. Международные сопоставительные исследования качества образования, все без исключения - PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS, показывают очень тесную связь результатов с условиями не только конкретной школы, класса, методиками и технологиями, которыми пользуется учитель во время занятий, но и с так называемым социально-экономическим индексом, учитывающим образование, интересы родителей, материальное положение семьи и так далее. Пока, честно говоря, таких контекстных данных никто не собирает. Эксперты считают, что их можно было бы использовать двояко при составлении рейтинга: формировать индивидуальный индекс учреждений, который будет использоваться как коэффициент при подсчете итогового индекса в рейтинге (такая практика используется в Англии, Австралии, Новой Зеландии), и объединение образовательных учреждений в кластеры с определенным набором контекстных показателей.
Знаете, у какого номера английской газеты
 The Times самый большой тираж? Когда печатают рейтинг школ. Его покупают родители тех ребят, что уже окончили школу,  для семейного архива, чтобы показывать внукам и правнукам, в каких школах учились их родители и бабушки-дедушки. Его покупают родители учащихся старшей школы, чтобы быть уверенными, что они выбрали правильную школу. И часто этот номер покупают молодые родители, у которых дети еще и не собираются в первый класс, чтобы за несколько лет сравнить показатели школы, куда они планируют отдать свое чадо, и сделать окончательный выбор. В Финляндии тоже существуют рейтинги старшей школы. Основной показатель в них - результаты университетских экзаменов, которые сдают выпускники в середине учебного года.  Финско-русская гимназия в Хельсинки, о которой мы не раз писали, находится в начале списка, но не на первом месте. Я как-то спросил у бывшего директора этой гимназии Лийсы Похйолайнен: «А слабо подняться на самый верх?» Она ответила со всей серьезностью: «Знаешь, почему мы не на первом месте? Потому что мы не отсеиваем ребятишек в старшую школу. Мы забираем всех, кто у нас учится, в отличие от многих финских гимназий».
Я рад, что именно «Учительская газета» публикует первый общероссийский перечень образовательных учреждений, подготовленный Московским центром непрерывного математического образования, при информационной поддержке Группы РИА «Новости» и при содействии Министерства образования и науки Российской Федерации. И я очень жду ваших откликов и предложений, как лучше продолжить начатую работу.