- С волнением приступаю к исполнению обязанностей ректора. Мне предстоит узнать вас, а вам, думаю, интересно и, возможно, полезно, узнать что-то обо мне.
Мне 62 года. Мои родители, Лев Афанасьевич и Евгения Тихоновна - выпускники Московского энергетического института, инженеры, создатели отечественной радиоэлектронной и компьютерной техники, мама больше 30 лет проработала преподавателем МЭИ. Моя жена - Елена Булин-Соколова, доктор педагогических наук, окончила отделение структурной и прикладной лингвистики МГУ, после окончания пошла не в аспирантуру, а на работу в школу, сначала преподавала русский язык и литературу, потом стала учительницей начальных классов, занималась реальной трансформацией работы школ Москвы и России, исходя из идей и положений, которые недавно легли в основу современных государственных стандартов. Моя старшая дочь и ее муж - выпускники мехмата МГУ, учителя и авторы учебников для начальной школы по математике и информатике, их дочери - студентки МГУ, одна учится на отделении структурной и теоретической лингвистики, вторая - на психфаке и работает в Центре лечебной педагогики, сыновья - школьники. Моя вторая дочь окончила Гнесинское училище, работает учителем музыки и методистом, ее муж - выпускник МГПИ, учитель физики и директор школы для инвалидов, работающей с применением дистанционных образовательных технологий, у них трое детей. Мой старший сын окончил Высшую школу экономики, работает в бизнесе, второй сын учится в том же вузе. Моя третья дочь учится в Британской высшей школе дизайна в Москве, четвертая дочь в этом году пошла в 10-й класс московской школы №1060, которую основал Анатолий Пинский, хочет стать учительницей. Остальные трое моих детей - тоже школьники. Я сам - выпускник московской школы №7, расположенной неподалеку от зданий МПГУ на проспекте Вернадского. После школы поступил на мехмат МГУ, работал учителем в той же школе и в Школе-интернате им. А.Н.Колмогорова при МГУ, преподавателем МГУ. Двадцать лет назад выпускница Ленинского пединститута Любовь Петровна Кезина, выдающийся руководитель системы образования Москвы, пригласила меня занять пост ректора Московского института повышения квалификации работников образования, преемника Московского института усовершенствования учителей. Впоследствии институт повышения квалификации стал Московским институтом открытого образования. МИОО ведет повышение квалификации московских педагогов всех предметов и организует работу других вузов, в том числе и МПГУ, с московскими учителями. В конце июля я получил от министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова предложение возглавить педуниверситет. Хочу рассказать, почему я принял предложение министра, предложить некоторые соображения о направлениях деятельности и развития вуза в начинающемся учебном году и в последующие десятилетия.

Миссия университета.
Единая система целей
Важнейшим принципом деятельности университета мне представляется принцип совместности. У обучающихся в нем, преподавателей и всех его работников есть одна общая система целей. Мы хотим, чтобы:
    наши студенты получали лучшее в России образование;
    лучшие наши выпускники становились лучшими учителями России;
    студенты и выпускники, проявившие склонность и способность к серьезному научному исследованию, имели возможность их реализовать в вузе, при поддержке других российских и мировых научных центров.
Подчеркну, что формулировать, уточнять и достигать все эти цели мы будем все вместе, не будучи разделенными административными, академическими, возрастными и иными перегородками.

Лучшее в России образование
Когда мы говорим о лучшем в России образовании, то это не значит, что все наши выпускники достигнут высот в каких-то профессиональных областях. Институт должен сохранить традицию подлинно демократического вуза, доступного любому молодому человеку, который хочет учиться. Каждый наш студент должен развить в себе ту любовь к живому знанию, о которой говорил когда-то профессор Лосев. И каждому университет должен помочь эту любовь удовлетворить.
В первую очередь наши студенты должны стать культурными людьми. Мы помним о драматическом противостоянии «двух культур», описанном Чарльзом Сноу: естественно-научной и гуманитарной. Сегодня мы имеем дело уже с множественностью культур. И наши выпускники, начиная с бакалавров, должны освоить начала их всех, включая естественно-научную, математическую и гуманитарную, художественную и социальную, культуру здоровья и технологии. Освоению мировой культуры, свободному владению иностранным языком, хотелось бы - и языками, будут способствовать международные связи университета, совместные программы с зарубежными партнерами.
Остановлюсь на роли математики. Математика на своем материале воспитывает культуру мышления, которая может и должна применяться далеко за ее пределами, дает ту радость живой мысли, о которой говорил Лосев. Это важное положение Концепции развития математического образования, которую мы сейчас разрабатываем в соответствии с указом Президента России. Именно коротко обозначенная здесь функция математики должна быть освоена каждым студентом.
Педагогику, психологию как компоненты науки о человеке - антропологии мы считаем важнейшими элементами общей культуры. Необходимый элемент их освоения - реальный педагогический опыт, практика каждого студента-бакалавра не для зачета, а для жизни. Она включает работу в детском саду помощником воспитателя в течение нескольких недель и работу в начальной школе. Каждый выпускник педагогического бакалавриата должен обладать квалификацией, необходимой учителю начальной школы. Подготовку непедагогических бакалавров университета нужно строить на базе всех компонентов универсальной культуры.
Важнейшим результатом подготовки бакалавров должны стать: умение и готовность учиться всю жизнь, используя различные формы учения - от самообразования «по книгам» (в современном понимании источников учения) до интенсивных командных тренингов. Было бы интересно рассмотреть и возможности привлечения обучающихся старшего эшелона в качестве тьюторов для младшекурсников.

Лучшие наши выпускники станут лучшими учителями России
Давайте спросим себя, как много есть выпускников 2014 года, которых мы с радостью и гордостью - и при их искреннем желании - направим работать в лучшие школы страны? Я думаю, что если их будут десятки, то это очень хорошо. Но если по какой-то специальности мы не назовем ни одного, то это та реальность, с которой нам стоит считаться и которую мы должны изменить.
Еще несколько лет назад принципиальной проблемой была зарплата учителя, в 1990-е годы где-то нулевая, потом нищенская, потом - маленькая. Сегодня власть реализует программу «зарплата учителя - не ниже средней по региону». (Есть и программа «зарплаты преподавателя вуза», но об этом позднее.) Наши лучшие выпускники в любом регионе, я уверен, смогут получить действительно достойную зарплату. Нынешняя система финансирования и оплаты труда позволяет школе платить лучшему учителю лучшую зарплату независимо от его стажа.
Студент, планирующий прийти в школу учителем, может выбрать для себя соответствующую основную специализацию (профиль). (Надо будет еще нам самим фиксировать самую удобную и понятную терминологию.) Специализация должна предусматривать интенсивную предметную подготовку, построенную прежде всего на «школьной» системе деятельности, понятий и фактов, но с соответствующим углублением, выполнением творческих, исследовательских, олимпиадных заданий. Одновременно будущий учитель должен получать опыт передачи своего знания школьникам. Психолого-педагогическая подготовка должна строиться прежде всего на базе такого опыта, на базе опыта учения самого студента, «проживания» и моделирования всего когнитивного, эмоционального и ценностного спектра образовательного процесса.
Нам поможет рейтинг студентов, учитывающий все показатели, существенные для их работы в качестве будущих учителей. Студенты, имеющие более высокий рейтинг, более интенсивно и успешно работающие в университете и школе, смогут претендовать на большее внимание наших преподавателей и гарантированное трудоустройство с лучшими условиями. Для Москвы это сегодня совершенно реальный подход. Он поддерживается и Департаментом образования, его руководителем Исааком Калиной, и директорами московских школ. Я уверен, что наши лучшие выпускники будут востребованы школой.
Конечно, и мы, и школы, где выпускники работают, постараемся обеспечить возможность плодотворного обучения в магистратуре с использованием дистанционных образовательных технологий.
В стране формируется новое отношение общества к учителю. Этот процесс начат властью, мы должны поддержать его, дать ему твердую основу своей работой - подготовкой лучших учителей. Это будет дополнительно, все сильнее и сильнее влиять на общественную установку, и процесс станет необратимым.

Школа и университет
Российское высшее педагогическое образование в какие-то моменты попыталось сблизиться с классическим университетским. Где-то это вылилось в преобразование педвузов в университеты (без эпитета «педагогический»), где-то выразилось в усложнении курсов, реально приводящем к сокращению усваиваемого студентами материала. Одним из результатов этой тенденции стало то, что педагогическое образование не ушло от школы вперед, а отстало от нее.
Сегодня наша задача - приблизиться к школе, развиваться вместе с ней и в ее интересах. Об одном аспекте этого - соответствии содержания наших предметных курсов потребностям школы - я уже сказал. Сегодня школа переходит (а в начальном звене - уже перешла) на федеральный государственный образовательный стандарт. Посмотрите на то, какие инструменты цифровых технологий в соответствии со стандартом осваивает сегодня школьник, это можно увидеть в любой московской школе. Первоклассники начинают учебу с записи на видеокамеру процессов окружающего мира, их комментирования и обсуждения. Они быстро осваивают клавиатурное письмо, цифровое измерение, счет и геометрию реальных предметов и получают основу для развития речи, математических и логических способностей детей.
Всему этому мы должны научить наших студентов, а для этого - уметь это все делать сами. В течение последних лет такая программа была реализована в вузе, которым я руководил. Наиболее прямой путь для этого - учиться вместе со студентами в лучших московских школах. В тех, о которых я говорю, которые будут благодарны нам за наших выпускников.
Я много говорю именно о московских школах. Это не случайно. Вы хорошо знаете, что абсолютное большинство наших студентов - москвичи, что естественно. Но мы не должны забывать о том, что наш университет федеральный. Обсуждения с регионами показывают, что сегодня возможно выстроить отношения с ними так, что они будут серьезно вкладывать средства и в подготовку хороших учителей для себя. Нам надо будет усилить работу с регионами, уделить особое внимание направляемым к нам студентам, условиям их учебы и жизни.

Возможность исследовательской работы для будущих ученых
Наконец, о студентах, проявляющих склонность и способность к серьезному научному исследованию. В МПГУ сложились сильнейшие научные школы, в том числе и не в области педагогических наук. Разрушение их недопустимо. Для магистрантов и аспирантов это, конечно, важнейшая часть их подготовки. Но уже среди бакалавров кафедры выявляют молодых людей, для которых научная карьера на какой-то период их жизни станет определяющей. Конечно, сегодня такая карьера часто оказывается сопряженной и с преподавательской работой в вузе или в школе. Желательно, чтобы каждый студент-бакалавр в каком-то своем курсе сам погрузился бы в научное исследование выбранного профиля.
Закон «Об образовании в РФ» поддерживает сетевую образовательную деятельность, и нам этим нужно воспользоваться. Наши студенты - будущие ученые - должны участвовать в работе важнейших семинаров, в лекционных курсах ведущих вузов и институтов РАН. Это должно происходить официально, возможно, завершаться выдачей совместного диплома, продолжаться в нашей научной магистратуре и аспирантуре, в подготовке, апробации и защите у нас или у наших партнеров диссертаций. Я обсуждал эту тему с ректорами ведущих московских вузов и встретил полную поддержку. Мы ожидаем при этом, что научная работа в магистратуре и аспирантуре будет содействовать целостному развитию личности обучающегося и сочетаться с освоением практической области, где выпускник сразу же сможет свое университетское образование применить.

Великие имена университета
Имя А.Ф.Лосева носит один из четырех конкурсов научных работ МПГУ. Традиция премий очень важна, и я упомяну здесь о трех других хорошо вам известных конкурсах.
Во-первых, это конкурс имени выдающегося российского математика Петра Сергеевича Новикова, который заведовал кафедрой в Ленинском пединституте и научным потомком которого я хотел бы себя считать.
Во-вторых, это конкурс имени знаменитого в мире российского психолога Льва Семеновича Выготского, педагогическая деятельность которого в последние 7 лет жизни протекала в стенах Второго МГУ, затем МГПИ. В 2016 году мы будем отмечать 120 лет со дня его рождения. Лев Семенович не дожил и до сорока лет, но мысли его во многом определяют сегодняшнее развитие российской педагогики, в частности применение в образовательном процессе современных информационных технологий.
Наконец, в-третьих, это конкурс имени крупнейшего мыслителя, интегратора научного знания, профессора нашего вуза Владимира Ивановича Вернадского, 150 лет со дня рождения которого мы отмечаем в этом году.
Этими именами, отмеченными вузом как наиболее значимыми среди его профессоров, может гордиться любой университет мира. Очень бы хотелось, чтобы победители конкурсов, объявленных весной ректором вуза, академиком Виктором Матросовым, были достойны своих премий и в дальнейшем эта традиция продолжалась. Мне кажется, что в особых номинациях конкурсов могут участвовать и студенты, аспиранты и межвузовские коллективы со своими работами. На мой взгляд, список премий можно было бы расширить такими именами, как Игорь Евгеньевич Тамм и Василий Осипович Ключевский. Можно говорить и о премии имени Владимира Ивановича Герье - по направлению разработки современных моделей образовательного процесса.
Разумеется, упоминая о взглядах Алексея Лосева и конкурсах университета, я подчеркиваю хорошо понимаемую всеми нами важность опоры на традицию. Мы должны постоянно обращаться к живой истории нашего вуза в работе с учащимися, к идеям и работам крупнейших ученых и педагогов, работавших в нем (я упомянул лишь малое число), к песенной культуре МГПИ, столь важной для студенчества.
Надеюсь, что нам удастся поддержать те идущие в университете научные работы, которые составят нашу славу и в будущем. Пример - исследования МПГУ по сверхпроводимости, имеющие мировую известность, и научный мегагрант Правительства России, полученный нашей лабораторией квантовых приемников под руководством профессора Теуниса Мартиена Клапвика.
Честность и открытость
Я говорил о совместной деятельности и общих интересах всего коллектива МПГУ в решении стоящих перед нами задач. Но есть и еще одно важное слово, которое я обязан сегодня произнести и обрисовать связанный с ним круг понятий нашей жизни. Это слово - честность. В этом году горячей темой была нечестность в ЕГЭ. Что мы можем этой нечестности противопоставить? Мы все понимаем, что самое простое и действенное - это наша честность. Что это значит?
Во-первых, это честность в оценке того, какого уровня студенты приходят к нам на первый курс, и учет этого уровня при планировании содержания образования и системы аттестации в течение семестра и на экзаменах и зачетах. Во-вторых, это честность в реализации выбранных нами критериев аттестации: экзамены, зачетные и контрольные работы, даже регистрация посещаемости и дистанционной активности. Если студент не удовлетворяет даже минимальным критериям, которые мы установили, то на его обучение не могут расходовать бюджетные деньги, платное обучение остается единственной альтернативой. Но и при нем экзамен должен проходить честно. Можно говорить и о платном первом годе базового обучения - «нулевом» курсе бакалавриата. Разумеется, возможен проигрыш в бюджетном финансировании. Но выигрыш - намного больше.
Как все понимают, вопрос честности именно ЕГЭ - сегодня для страны и для вуза - важнейший, но не единственный. Вот еще одна сторона вопроса о честности. Наш университет педагогический. Мы гордимся нашими выпускниками - педагогами Москвы и других краев России. Но при этом на тех или иных совещаниях нас ругают за то, что недостаточный процент выпускников идет работать по специальности. Это оказывается показателем неэффективности вуза. Мы стараемся «натянуть» цифру для отчета. Но одновременно в кулуарах и публично мы говорим о том, что образование, которое мы дали, позволило нашим студентам стать инновационными организаторами производства, журналистами, специалистами по набору персонала, политиками. Более того, мы повторяем на все лады привычный тезис о том, сколько раз и как часто современный человек меняет свою область деятельности и профессию на протяжении жизни. Потребитель нашего труда - все общественное производство. Мы надеемся, что наше педагогическое образование универсально, оно образовывает, формирует человека и в его отношениях с другими людьми, в том числе в сфере семейной жизни, воспитания детей. То есть наш заказчик и семья - родители, дети и супруги наших выпускников. Сможем ли мы честно объявить основанные на этих положениях критерии эффективности, их отстоять и им соответствовать? Снять элементы драматизма и лицемерия в работе не по специальности, готовить образованных людей и гордиться этим? Я уверен, что да.
Думаю, что нашим общим интересом будут и та честность и открытость, о которой я только что говорил, и открытое обсуждение внутриинститутских проблем. Я буду стараться в них вникать, встречаться с коллективом и на своем основном рабочем месте, и на факультетах, и в общежитиях. Будем использовать и современные информационные технологии обмена мнениями, и традиционные встречи и собрания.

Университет в цифровом мире
Тема применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе очень большая. В частности, ясно, что современные цифровые инструменты становятся все более важными элементами любой профессиональной деятельности. Это неминуемо находит отражение в школе. О необходимости освоения этих инструментов преподавателями нашего вуза я уже говорил. Но это требует серьезного и подробного разговора, своего для каждой области деятельности. Сегодня я хочу остановиться на более простых вопросах. Представим себе лекцию в Ленинской аудитории. Безусловно, главное - это личность лектора. Важны и «стены». Но сегодня студенту естественно видеть в аудитории крупно, на экране, лицо лектора, на другом экране показываемые им слайды, тезисы, формулы, видеофильмы, детали демонстрационного эксперимента. А если лекция происходит в меньшей аудитории, скажем, на 100 человек, а значима для всех первокурсников, что тогда? Тогда оптимальным решением является трансляция лекции в Интернете, ее видеозапись, синхронизированный конспект со встроенными слайдами. Я думаю, что мы сумеем достаточно быстро нарастить техническую базу университета, использовать уже имеющуюся в московских школах, и такие курсы, как лекции Валерии Мухиной на канале «Культура», станут для нас обычной формой представления материала. Помимо существенного повышения эффективности, доступности и качества образовательного процесса это дает честный и естественный путь для экономии ресурсов преподавателей и студентов. Вообще при нашей разбросанности кампуса телекоммуникация будет очень мощной формой поддержания единства вуза.

Финансирование
Как нам построить свою работу, чтобы оптимально использовать весь наш человеческий потенциал? Есть такие предложения:
    выкладывание в Интернет массовых лекций по базовым курсам;
    перенос значительной доли работы со студентами в общеобразовательные школы, организация дополнительного образования детей, прежде всего в те, где заинтересованы в наших лучших выпускниках - работу со студентами будем вести и мы, и работники этих образовательных организаций; ее финансирование будет фактически идти частично за счет организаций;
    работа со школами и регионами, заинтересованными в индивидуализированной подготовке высшего качества для будущих лучших учителей;
    самостоятельная работа студентов и разнообразные формы текущей аттестации в течение семестра;
    тьюторская помощь старшекурсников;
    сетевая работа с другими вузами, включение наших студентов - будущих ученых в сильные группы на спецкурсах и спецсеминарах в этих вузах;
    работа преподавателей университета в вузах и школах Москвы и России.
Это лишь несколько возможных механизмов, которые помимо содержательной пользы, повышения качества обучения приводят к снижению трудозатрат (и оптимизации их по квалификации педагога) на одного обучающегося и к повышению зарплаты наших преподавателей. Одновременно мы можем надеяться на некоторый рост и числа бюджетных, и числа внебюджетных студентов, включая тех и других - из регионов. Все это значит, что мы сможем повышать заработную плату преподавателей нашего вуза.
Считаю необходимым также добиться ясности и прозрачности в вопросе о внебюджетных средствах, поступающих от необразовательной деятельности, в частности от сдачи помещений в аренду. Представляется, что в ситуации недостатка бюджетного финансирования эти средства должны затрачиваться на поддержание нашего имущества и оснащение, которые находятся далеко не в лучшем состоянии. Как мы все понимаем, это скажется не только на условиях нашего труда, но и на притоке студентов и повышении качества выпускников. Надеюсь также, что нам удастся вести работу по сокращению и сдаваемых, и арендуемых площадей, обеспечивая нормальные условия для учебы студентов, контингент которых будет расти, и для работы необходимого состава преподавателей.
Видение отдельных элементов развития университета нуждается в обсуждении со всем коллективом. В ходе такого обсуждения может возникнуть конкретизация, трансформация отдельных идей или полный отказ от них. Одновременно должна идти работа по их «кодификации» в виде локальных нормативных актов, структуры учебных планов и функциональных единиц университета. Нам позволено сейчас создавать и использовать собственные стандарты и критерии эффективности. Но это не только право, но и большая работа и большая ответственность.