Сергей КРАВЦОВ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:

- Я окончил московскую школу, в которой потом работал учителем математики, после окончания вуза поступил в аспирантуру, окончил ее, занимался научной работой, после аспирантуры поступил в Институт международных отношений, окончив который работал в Российской академии образования и уже оттуда пришел в Министерство образования и науки РФ.
Честно говоря, в детстве я хотел стать детским хирургом и даже в свое время целый год работал санитаром в детской клинической больнице. Во-первых, было интересно посмотреть, что за работа, во-вторых, были льготы для тех, кто работал в больнице. Но по определенным причинам поступил в педагогический вуз, думаю, что если бы был ЕГЭ, я бы поступил в медицинский вуз.
Сейчас перед Рособрнадзором стоят достаточно серьезные задачи. Конечно, первая задача, о чем говорил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, - свести к минимуму нарушения при проведении единого государственного экзамена в следующем году, в том числе исключить возможность каких-то утечек контрольно-измерительных материалов. Сейчас идет анализ результатов единого государственного экзамена этого года, в ближайшее время будут сформулированы те меры, те действия, которые мы будем проводить в этом году. Первое - уменьшение количества пунктов проведения экзамена и их аккредитация, формирование соответствующих требований к ним, второе - введение помимо общественных наблюдателей еще института федеральных наблюдателей и направление в пункты проведения ЕГЭ в субъектах Российской Федерации людей, которые будут объективно и независимо смотреть за проведением экзамена, третье - установка металлоискателей, систем подавления сигналов, в-четвертых, разработка КИМов по часовым поясам.
Надо понимать, что единый государственный экзамен - проверка знаний. Если ученик хорошо учился, сдает экзамен, то он поступит в тот вуз, в который хочет поступить. Если ему будут помогать организаторы ЕГЭ, если он будет находить ответы в Интернете, то он будет обманывать прежде всего себя. В этом отношении мы должны понимать, что единый государственный экзамен - процедура, которая прописана в законе, которая нужна прежде всего ученикам, чтобы поступить в вуз. Мы усилим контроль за проведением единого государственного экзамена, информационную безопасность. Мы постараемся минимизировать все нарушения.
Но в задачи Рособрнадзора входит не только проведение единого государственного экзамена, хотя это одна из важных задач. У Рособрнадзора есть обязанность по инспектированию региональных органов управления образования, муниципальных органов управления образования, школ. Мы планируем менять подходы к инспектированию с тем, чтобы инспекция имела не только карательную надзирающую функцию, но и развивающую. То есть если в школу приходит проверка, а к проверке мы предполагаем привлекать лучших директоров, лучших руководителей муниципальных, региональных органов управления образования, которые своим опытом могут поделиться и подсказать директору школы, начальнику управления, как, в каком направлении двигаться, улучшать работу, то помимо неких предписаний, которые, конечно, должны быть, мы должны давать и рекомендации по развитию, методические рекомендации. Я считаю, что это очень важно, это будет в целом способствовать развитию образования. Нам задают вопросы об эффективности вузов, но тут ответ очевидный: зачем нужен вуз, если он дает некачественное образование? Сейчас мы будем совершенствовать процедуры лицензирования, аккредитации.
Конечно, еще важно сказать, что рейтинг должен быть не ради рейтинга, а для того, чтобы повышалось качество образования, качество работы вузов. Если вуз видит себя и сравнивает себя с таким же примерно вузом и видит, что у него намного хуже показатели, чем у примерно такого же вуза, он будет, конечно, подтягиваться, это будет в целом стимулировать развитие вузов. Такая же тема и для школ, и для муниципальных органов управления образованием. То есть рейтинги прежде всего должны быть нацелены не на то, чтобы показать, какой плохой вуз или школа, и наказать, а показать, после того как определилось место, что есть и возможность повысить и развить образовательное учреждение, подтянуть его до того примерного уровня, который есть у аналогичной школы или у аналогичного вуза.

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета:

- В этом году до 76 баллов вырос средний балл у поступивших в МГПУ, ощущение, что хватит списывать, что нужно быть уверенным самому в себе, в своих знаниях, постепенно, как мне кажется, начнет появляться. Та кампания ЕГЭ, которая прошла в этом году, свидетельствует, что, несмотря на то что нарушений было не больше, чем в прошлом году, общественное недовольство по поводу всякого рода нарушений было значительно больше. Москва предложила федеральному министерству использовать технологию, когда есть определенный банк заданий, перед самым экзаменом из этого банка заданий машина выбирает задания, которые дети решают на едином государственном экзамене. Мы ожидаем от Рособрнадзора, что число разного рода бумаг при проверках, на инспекциях, на аккредитации уменьшится.
В этом году МГПУ будет участвовать в мониторинге вузов, но полагаю, что к итоговой оценке надо подходить более гибко, учитывая разного рода обстоятельства. В новом Законе «Об образовании в РФ» есть специальные оговорки, связанные с так называемой академической мобильностью, есть позиция специальных квот, стимулирующих приезд к нам зарубежных преподавателей и студентов, есть очень важная статья о так называемом сетевом взаимодействии, когда мы можем достаточно оперативно, быстро зачесть результаты, полученные в одном вузе, в другом вузе, если кто-то там стажировался и учился. То есть с точки зрения гибкости образовательных программ, стимулирования таких обменов новый закон предлагает очень много новых позиций, это действительно существенное продвижение вперед.
Очень важно, что новый закон привел законодательство в соответствие с Конституцией РФ. Предыдущие два закона об образовании вышли до принятия Конституции, и некоторые нормы в них противоречили друг другу. Вследствие чего ежегодно в системе образования было 300-400 судов, где страдали тысячи людей, были случаи, когда ректора могли посадить либо привлечь к ответственности за то, что он, например, оплачивает КВН своих студентов: раз, дескать, мероприятие не воспитательное, значит, и оплачивать нельзя. Сейчас закон, сгладив или сняв противоречия тех двух законов, которые были до него, наводит порядок, я надеюсь, что подобного рода несуразиц и судебных разбирательств будет меньше.
Теперь можно будет получать услуги дошкольного образования, и государство должно их оплачивать не только в форме обычного похода в детский сад, но и в форме группы кратковременного пребывания, созданной при заведении дополнительного образования, при школе, даже в частном детском саду. Если есть частный детский сад, то норматив на ребенка, положенный ему на получение дошкольного образования, придет в этот детский сад. Раньше такого не было, а это одно из условий расширения возможности получения дошкольного образования.
Наиболее заметные изменения закон дает для школы. Когда ребятам очень важно получить профильное обучение для поступления в вуз, а их школа не может предоставить таких услуг, то тогда, используя дистанционные образовательные технологии, Интернет, они могут получить их в другом учреждении. Теперь школа может зачесть те результаты, которые получены в другом образовательном учреждении, у себя, автоматически выставлять отметки, проводить так называемую промежуточную аттестацию. Это очень важно для разного рода спортсменов, музыкантов, которые много занимаются помимо школы, но все равно вынуждены посещать там занятия по музыке или спорту. Для спортсменов вообще тяжелая ситуация, когда они ходят в секцию, испытывают большие нагрузки, но обязательно должны ходить на уроки физкультуры. Теперь становится возможным для школы зачесть какие-то результаты, поученные в другом образовательном учреждении.
Конечно, электронное образование, другая оценка учреждений профессионального образования также в этом законе присутствует. Важно то, что сейчас помимо начального и среднего профессионального образования возникает единый уровень учреждений среднего профессионального образования учреждений, которые будут готовить и высококвалифицированных рабочих, и специалистов среднего звена. Думаю, что у нас программы среднего профессионального образования сильно удлинены по срокам. По некоторым специальностям можно было бы готовить быстрее с учетом современных тренажеров, когда мы чаще используем компьютерные тренажеры, специальные машинные тренажеры для обучения, научиться можно существенно быстрее. Закон вводит такую позицию ускоренного или сокращенного обучения в случае, когда используют современные образовательные технологии, имитаторы, тренажеры, и соответственно и программу проходят быстрее. Я думаю, что над этим придется поработать всем.
Есть удивительная, эксклюзивная вещь, возникшая в этом законе, - «Семейное образование». Его смысл в том, что человек может заявить и учить своего ребенка дома, но все равно он прикрепляется к какому-либо образовательному учреждению, проходит там промежуточную аттестацию и итоговую аттестацию в зависимости от того, какой план этой промежуточной итоговой аттестации в этой школе есть. Это важно для тех семей, где, например, отец работает, а мама учительница, сама занимается с ребенком. Во всем мире такая практика сейчас распространяется, нам тоже постепенно надо будет ее распространять. Конечно, полного набора здесь нормативно-правовых актов пока нет, потому что дело новое, но постепенно это все возникнет.
Со следующего года у нас будет серьезное нововведение, связанное со льготниками. Обычно очень много льготников поступают в вуз без всяких экзаменов, закон в большей степени этим льготникам предоставляет возможности не попасть в вуз без экзаменов фактически, а подготовиться на так называемых подготовительных отделения, то есть бесплатно в течение года поучиться на подготовительном отделении, а потом все равно как все сдать экзамены.
Новый закон устанавливает, что государство перестает раздавать названия образовательным учреждениям. То есть раньше все эти названия: центр образования, университет, лицей, гимназия, училище, консерватория - выдавали специальным разрешением от государства. Возникла страшная путаница в силу того, что в каждом регионе по-своему мыслили, что такое лицей, гимназия. Сейчас процедуры выдачи названий не будет, государство будет оценивать, насколько качественно реализуется программа. Вошли, проверили, провели контрольные работы, если их ребята сдают, если имеют определенные компетенции, могут решать математические задачи, знают предметы, то тогда уже школе выдается соответствующая аккредитация. А уж как ты называешься - лицей, гимназия, центр образования, может решать самостоятельно школьный коллектив в зависимости от того, как он сам себя видит и с чем соотносит.
В законе появилась новация - каждое образовательное учреждение обязано иметь дисциплинарную комиссию. Это такая важная штука, когда конфликты разбирают коллективно люди, у которых душа болит за все это дело, и все вместе принимают решение, как в этом случае быть. Например, если ученик пришел и одет не так, как принял школьный совет, этот вопрос должна разбирать такая дисциплинарная комиссия. В нашем вузе мы такую комиссию пока не создали, но она обязательно у нас будет.