Участники форума - учителя-предметники, библиотекари образовательных учреждений,  другие работники образования -  обсуждали «Новое в деятельности московского педагога в условиях модернизации системы образования в 2013-2014 учебном году». В преддверии нового учебного года были обозначены актуальные проблемы: вступление в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; введение федерального государственного стандарта основного общего образования по мере готовности образовательных учреждений; утверждение профессионального стандарта педагога.

Программа форума оказалась достаточно насыщенной и включала в себя две части: пленарное заседание активов предметных ассоциаций и заседания предметных секций, для работы в которых предварительная регистрация была открыта для всех желающих.
Приветствовала участников форума председатель Единой независимой ассоциации педагогов Москвы Екатерина Морозова, которая  рассказала педагогическому сообществу   о деятельности ассоциации и очертила круг проблем, стоящих перед форумом, подчеркнув, что  он организован общественной организацией московских педагогов и его задача заключается в трансляции общих педагогических целей, консолидации профессионалов, формировании общественно-профессионального мнения по вопросам образования среди столичных педагогов. Екатерина Морозова отметила, что в условиях модернизации системы образования очень важно каждому учителю ощутить себя частью большого профессионального сообщества, понять, в правильном ли направлении каждый из нас идет, верно ли понимает новый закон об образовании, вводимые ФГОС.
На пленарном заседании среди выступающих были представители многих организаций, подведомственных Департаменту образования: профессор, член-корреспондент РАО, зам. директора МИРО Александр Данилюк, директор НИИ столичного образования МГПУ Елена Чернобай, первый проректор МИОО  Сергей Каракозов,  академик РАН и РАО Алексей Семенов, проректор МИОО Юлия Федорова, заместители  директора ЦМЦ Михаил Бородин  и  Светлана Сабельникова, заместитель председателя Московского городского экспертно-консультационного совета родительской общественности  Любовь Самборская. Практически все докладчики особое внимание уделили  тем изменениям в деятельности педагога, которые, несомненно,  уже стали оперативным ответом на вызовы времени.
В перерывах между заседаниями участники форума могли пообщаться друг с другом, обменяться полезной информацией, а также ознакомиться с новинками учебно-методической литературы и современными мультимедийными средствами обучения, представленными ведущими издательствами.
Продуктивно прошла работа в секции учителей русского языка и литературы и библиотекарей образовательных учреждений. Как известно, Ассоциация учителей русского языка и литературы еще в прошлом году учредила общественную медаль «За верность профессии», члены ассоциации разработали и утвердили специальное положение о награждении, в котором прописано,  за какие конкретные заслуги  педагог может получить  эту медаль:  она вручается «за многолетний самоотверженный труд по обучению русскому языку и литературе, по повышению качества общефилологического образования; за продвижение русского языка и деятельность в области воспитания уважения к русскому языку, речевой культуре; за плодотворную работу в деле наставничества молодых специалистов». Первыми награжденными год назад были уважаемые в нашей профессиональной среде люди - Галина Богданова и  Лев Айзерман. В этом году на голосование были поставлены многие кандидатуры, но в абсолютных лидерах общественного признания были два человека. В первую очередь это кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Элла Кац, которая посвятила педагогической деятельности более 50 лет. Этого человека учителя постарше совершенно точно знают, поскольку  Элла Эдуардовна долгое время и с таким невероятным успехом преподавала на курсах повышения квалификации, она до сих пор курирует работу учителей-словесников школы №1243. Учебник по литературному чтению, созданный этим удивительным человеком и вышедший в издательстве «АСТ-Астрель», признан лучшим учебником для начальной ступени образования. Элла Эдуардовна - один из первых авторов концепции непрерывного литературного образования, она воспитала таких известных московских педагогов, как Людмила Гороховская, Наталья  Карнаух, Виктор Жаринов. Другая награда предназначалась для человека, которого знают все учителя Юго-Восточного  округа столицы, который  на протяжении долгих и в основном переходных, переломных лет сохранил в округе лучшие традиции московской методической школы, создал костяк опытнейших словесников нашего города, воспитал целую плеяду методистов-профессионалов. Мы рады были вручить медаль «За верность профессии» заслуженному учителю РФ, отличнику народного просвещения  Тамаре Артемовой.
Тон всей работе секции задала профессор, заведующая  кафедрой филологического образования МИОО Людмила Дудова, ключевым вопросом ее доклада стали новый Закон «Об образовании в РФ» и место в нем филологического образования. Среди докладов мастеров библиотечного дела самыми яркими и значимыми в работе данной секции были доклады заведующей библиотечным  центром лицея №1564 Татьяны Буриной,  заведующей  библиотекой школы №354 Елены Бурбенцовой.
Форум дал старт олимпиадному движению юных филологов столицы на 2013-2014 учебный год. О планах по работе с одаренными и высокомотивированными детьми рассказал в своем докладе учитель высшей категории, преподаватель школы юного филолога  Владимир Сперантов. Заместитель председателя региональной предметной комиссии ЕГЭ по литературе Наталья  Кутейникова сообщила московским словесникам и библиотекарям о перспективах проведения городской метапредметной детско-взрослой читательской конференции «Современная литература и Я-читатель» (в рамках VI научно-методической конференции «Филологическая наука и школа», 12-13  декабря 2013 года).
На секции учителей иностранных языков были подведены итоги ЕГЭ и ГИА, обсуждены пути подготовки к ним. Среди направлений совершенствования методики преподавания в контексте результатов ЕГЭ и ГИА в первую очередь были названы развитие личностных и метапредметных умений учащихся.  Учителя обсудили особенности работы в условиях введения ФГОС, новые проекты зарубежных издательств для учащихся и учителей иностранных языков, результаты работы ассоциации и ее планы. Особенно порадовало учителей иностранных языков то, что ассоциация активно развивается, растет число ее членов,  что ассоциацию активно привлекают к работе в качестве экспертов, консультантов и разработчиков заданий МИОО, МЦКО, МИРО и другие организации. Безусловно, то, что учителя могут влиять на изменения, происходящие в системе языкового образования Москвы в связи с процессом оптимизации, позитивно и способствует как доступности и прозрачности системы образования, так и повышению качества преподавания иностранного языка. Участники секции отметили, какую большую помощь ассоциации оказали школа №19 им. В.Г.Белинского, ее директор Т.Сычева и сплоченный педагогический коллектив, а также актив учителей и методистов округов. Секция учителей иностранных языков одобрила работу председателя Ассоциации учителей иностранного языка Е.Морозовой и ее заместителя Л.Захаровой и план работы ассоциации на первое полугодие нового учебного года.
Не менее интересно прошла работа и других секций. В секции учителей начальных классов и образовательной области «Искусство» много говорили о формировании и мониторинге метапредметных УУД средствами системы развивающего обучения Л.Занкова (Наталья Селюнина, методист ФНМЦ им. Л.Занкова АПКиППРО), слово было предоставлено и авторам учебно-методических комплексов по изобразительному искусству нового поколения (Станислав Ломов, академик РАО; Сергей Игнатьев, д. п. н.; Мария Кармазина,  учитель ЦО №109). Практико-ориентированной сделал работу  этой секции мастер-класс «Учимся в диалоге с компьютером», проведенный психологом, автором программы развития самосознания дошкольников «Открой себя» Еленой Рылеевой, очень уместным в этой связи было приглашение специалиста компании МТС Златы Шетько  к участию в социальном проекте компании МТС «Дети в Интернете». Секция учителей естественно-научного и информационно-математического циклов обратилась к  проблемам организации олимпиад и конкурсов по информатике и информационным технологиям (председатель Ассоциации учителей информатики Ольга Житкова), мониторинга качества физического образования школьников на основе использования ментальных карт (доцент кафедры методики обучения физике МИОО Татьяна Фещенко; методист лаборатории профессионального роста учителя физики кафедры методики обучения физике МИОО Любовь Шестакова), использования робототехники в учебном процессе (учитель ЦО №1329 Олег Голубев, руководитель отдела информационных технологий Института проблем лазерных и информационных технологий РАН  Игорь Воронин).
Пристальное внимание проблеме ГИА и ЕГЭ 2013 года уделили участники секции учителей истории, обществознания, экономики и географии, на которой были наглядно продемонстрированы особенности итоговой аттестации в текущем году, отмечены достижения, проанализированы ошибки, допущенные выпускниками, даны методические рекомендации специалистов по их предупреждению (Вадим Барабанов, старший  научный сотрудник лаборатории географического образования Института содержания и методов обучения РАО).
Впервые отдельную секцию провели педагоги дополнительного образования. Серьезный разговор состоялся по реформированию системы дополнительного образования в РФ (Ольга Новохатько, заведующая  лабораторией МИРО), причем особую точку зрения  на этот счет высказала директор ДЮЦ «Северный» Жанна Чигарькова.
Каждый участник августовского форума получил информационный пакет, а также номерной сертификат участника.
Мы надеемся, что участие в августовском форуме Единой независимой ассоциации педагогов Москвы способствовало повышению профессионализма педагогов, активности в реализации масштабных задач в области столичного образования и мотивации к достижению высоких образовательных результатов. Форум показал, что ассоциация смогла продемонстрировать на практике реализацию своего девиза «В единстве - наша сила!», что  более 600 участников форума готовы решать стоящие перед ними задачи в новом учебном году.

Роман ДОЩИНСКИЙ, член Координационного совета Единой независимой ассоциации педагогов

ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ ВСТУПИТЬ В ЧЛЕНЫ АССОЦИАЦИИ!

Прием в члены ассоциации согласно утвержденному уставу осуществляется на основе персонального или коллективного заявления. Заявление установленного образца на имя председателя предметной ассоциации направляется по электронной почте. Оно будет рассмотрено на ближайшем расширенном заседании координационного совета в Московском городском Доме учителя (в сентябре и марте каждого года). Все члены ассоциации получают удостоверения членов РОО ЕНАП.

Контакты
Наш адрес: 125252, г. Москва, ул. Сальвадора Альенде, д. 6.
E-mail: rooenap@gmail.com
Сайт ассоциации: www.enap.info