На бал были приглашены два народных учителя Советского Союза, пять народных учителей России, 98 заслуженных учителей, семь заслуженных мастеров производственного обучения, причем все они имеют высокие государственные награды, двадцать еще награждены знаками отличия «За безупречную службу городу Москве». Этот бал был особенным: хотя в большом и красивом зале, окна которого выходят на Кремль, и звучала замечательная классическая музыка в исполнении ансамбля скрипачей «Виртуозы МПГУ», профессиональных  исполнителей, все разговоры на этом празднике все равно были о школе. И это неудивительно, так как предшествовал празднику серьезный разговор мэра Москвы Сергея Собянина  с некоторыми участниками бала  о столичной системе образования,  так как после бала у Сергея Семеновича должна была состояться плановая встреча с Президентом РФ Владимиром Путиным, на этот раз посвященная именно развитию  системы образования.
Обычно  руководитель задает вопросы,  приглашенные  - отвечают, тут  с самого начала все пошло по-другому: учителя  перехватили инициативу. Например, учитель истории гимназии №1520 имени Капцовых Наталья Черкашина спросила Собянина, какой он видит жизнь нынешних первоклашек через 11 лет, то есть после того как окончат школу. Другой учитель истории - учитель гимназии №1505 Антон Молев - начал разговор не о будущем, а о сегодняшнем дне: «В последнее время московские школы получают достаточно широкие полномочия и свободы в финансовой и хозяйственной деятельности. С другой стороны, федеральные образовательные стандарты старшеклассникам прежде всего дают возможность индивидуального пути. Но по-прежнему эти же стандарты предполагают, что школа должна следовать в учебных планах тем нормативам, которые там содержатся. Нам бы хотелось, чтобы на федеральном уровне был решен вопрос о предоставлении школе бoльшей свободы в выборе учебных планов, естественно,  без превышения федерального норматива максимальной нагрузки.  Ведь есть московские школы, и их немало, которые показывают высокие результаты, так давайте дадим им больше возможностей и свободы в выборе того, сколько отдельно  давать ученикам истории или физики, но, естественно, требуя высокий результат».
У Собянина на этот счет было собственное мнение: «Наверное, это возможно. На мой взгляд, существует большая проблема в том, что мы в стремлении получить максимальный результат, качественный результат, нагрузить школьника максимальным количеством знаний, боязни того, что вдруг у нас уменьшится стандарт, а вдруг у нас вот какое-то платное образование, не дай бог, появится, больше и больше нагружаем наших учащихся, и в том числе и учителей. У нас на сегодняшний день, если посчитать, старшеклассники занимаются, по-моему, 37 часов в неделю, а  норматив домашних занятий от времени занятий в школе, в классах составляет, если не ошибаюсь, около 40%. Путем сложения и деления можем получить, что у нас учащиеся занимаются более 50 часов в неделю, но это притом что учитель соблюдает этот норматив. А есть те, кто нагружает еще больше учащегося в надежде на то, что он еще большие, лучшие знания даст, особенно на ЕГЭ. Вполне возможно, что это будет зашкаливать уже за 60 часов,  а Трудовой кодекс у нас предполагает время работы взрослого человека 40 часов. Что же мы с ребятишками делаем? Получается, те ребята, которые хотят учиться, должны пахать каждый день 50 часов, а кто не хочет учиться, тем вообще все равно, что там задают или не задают. Все-таки, мне кажется, какой-то оптимальный объем заданий и знаний, которые мы каждый день даем ребенку, должен быть найден, иначе, когда перегрузка, ребенок просто не воспринимает эти знания. С другой стороны, и учитель тоже перегружен основательно. Нужно найти варианты, по крайней мере обсудить эту тему, чтобы и у него было больше свободного времени, при этом чтобы он не потерял в оплате труда. Это очень серьезный вопрос, его, конечно, можно обсудить на федеральном уровне.  На встрече с президентом я постараюсь, чтобы вопросы федеральных стандартов или федеральных законодательных норм включили в повестку нашей встречи, мы обсудим».
Перспектива передать Президенту РФ учительские предложения участников разговора воодушевила. Кто-то тут же  высказал предложение и одновременно просьбу: «Очень многие из нас действительно считают, что наши старшеклассники перегружены. При этом Москва обладает колоссальным ресурсом, а у нас по СанПиНам минимум 20 часов уходит на домашнее задание. Можно ли нам (это просьба прямо профессиональная) на законодательном уровне нормативным документом закрепить за ребенком право выбора формы для самообразования после уроков, чтобы эти часы он использовал, как он считает правильным, обоснованным, чтобы ему было интересно, полезно?  Вся система только выиграет от этого». Собянин заметил: «От ваших решений сегодня зависит, какую форму домашнего задания вы задаете, а не только от федеральных стандартов. Но если это упирается в те стандарты (а они сегодня достаточно подробно прописаны), наверное, это можно будет подкорректировать. Но надо вести диалог, конечно, с Министерством образования и науки. Что касается Москвы, то у нас хорошая образовательная среда, уникальные возможности, по крайней мере мы можем дать вам возможность  многие  вопросы донастраивать для решения на региональном уровне с учетом наших особенностей и возможностей». В этот момент, видимо, педагоги почувствовали, как важна их роль в донастраивании, поэтому учитель истории школы №1741 Ирина Пронина поинтересовалась у мэра, каким он видит хорошего учителя и хорошего директора школы. Сергей Семенович ответил сразу: «Я думаю, хороший учитель  и хороший директор - те,  кого любят ученики, - и тут же добавил: - Роль директора школы сейчас кардинально изменилась, потому что раньше  у него была роль такого пробивного тарана: дойти до Департамента образования, выбить оттуда денежки, потом погрузить это все в смету расходов и дальше все это до копейки израсходовать до конца года. Не дай бог, останутся хоть небольшие суммы  - их изымут обратно в бюджет. Сегодня роль руководителя кардинально изменилась, потому что деньги получают уже по нормативу за учащегося, поэтому у директора главным образом должна болеть голова, чтобы больше учеников пришло. А чтобы больше учеников пришло, нужно конкурировать с другими школами, нужно, чтобы и дополнительное образование в школе было, и преподавание хорошее,  и показатели ЕГЭ достойные. Директор  должен сбалансировать работу преподавателей, обслуживающего персонала. Сегодня многие московские  школы превратились в большие образовательные комплексы.  У директора такого комплекса возникает вопрос: как выстроить политику по дошкольному и школьному образованию? То есть директор превращается в серьезного менеджера, у которого в образовательном центре находится больше  нескольких тысяч детей, десятки преподавателей, обслуживающий персонал.  Но у сегодняшнего  директора стало больше самостоятельности для принятия решений».
Если бы Сергей Семенович не упомянул ЕГЭ, дискуссии о едином госэкзамене не было бы, но он сказал это слово, которое обычно вызывает дискуссии. Вот и на этот раз кто-то из учителей не смог не  высказать свое мнение: «Меня как учителя, который почти каждый год выпускает одиннадцатиклассников, конечно, очень интересуют вопросы, связанные с ЕГЭ. В этом году московские учителя очень добросовестно готовили к сдаче ЕГЭ одиннадцатиклассников, не менее добросовестно следили за тем, чтобы во время экзамена не было никаких нарушений, но тем не менее ни для кого не секрет,  что материалы ЕГЭ оказались доступными для учащихся в Интернете до начала экзаменов. Как вы считаете, не назрела ли необходимость перевести ЕГЭ на открытый формат? То есть создать некую базу заданий, допустим, это будет 50, 70, 100 вариантов в зависимости от характера предмета, и  пусть эта база будет доступна ученикам заранее. Затем, в момент экзамена, будет электронно (случайно) выбираться какой-то вариант. Кроме того, учащиеся будут иметь возможность сдавать, может быть, ЕГЭ и не один раз, а мы могли бы  с помощью электронной базы отслеживать динамику результата, изменения результата,  даже процесс апелляции можно будет перевести в электронный вид. Что вы думаете на этот счет?»  Собянин предложение педагога одобрил как интересное и высказал свое мнение по поводу ЕГЭ: «В ЕГЭ, на мой взгляд,  две проблемы. Первая проблема: мы постоянно что-то секретим, передаем секретные пакеты, и это уже на уровне секретных служб, но все равно с секретами не очень хорошо получается. С другой стороны, количество вариантов ЕГЭ такое, что если учащийся все их прорешает и придет готовый, мы должны радоваться. Что их скрывать от него, эти варианты? Другой вопрос, какие варианты он получит во время проведения единого государственного экзамена. Для этого достаточно много хорошего программного обеспечения, чтобы сделать этот выбор действительно  случайным. Что касается пересдачи, то это  вторая проблема ЕГЭ, когда и учащиеся, и родители, и учителя находятся в нервном шоке: а что будет, если ребенок не сдаст? У него сегодня такая возможность одна, в результате  он испытывает страшную психологическую нагрузку. Если бы у ребенка была возможность сдавать несколько раз  - после 10-го класса, когда он закончит учить какой-то предмет и сразу же может его сдать  и пересдать, или после выпуска  из школы  может сдать ЕГЭ, а потом через месяц пересдать.  Зачем ребенка мучить? Если бы эти две проблемы решить, то ЕГЭ стал бы более комфортным, менее конфликтным, менее напряженным для всех участников процесса. Но это, конечно, тоже  можно  решить только на федеральном уровне. Мы работаем по одним правилам, хотя я тоже считаю, что в Москве самые строгие правила ЕГЭ, мы очень строго следим, чтобы не было никакой подтасовки. Иногда диву даешься, какие высокие знания показывают учащиеся из других регионов, хотя мы видим, что так не должно быть. Мы все-таки вместе с  педагогами должны обеспечить конкурентоспособность наших московских детей, равные условия сдачи ЕГЭ, затем равные условия поступления в вуз. Но  если кто-то будет мухлевать, а мы будем по-честному работать, мы  наших детей поставим в неравное положение. Но  все нужно обсуждать!»
Вторая острая тема, которая волнует учителей, - это, конечно, создание образовательных комплексов. Директор школы №2005 Галина Пискарева сказала сразу так: «Большие образовательные комплексы, которые сейчас создаются в Москве, - действительно дело очень хорошее, потому что мы получаем хорошее финансирование,  которого раньше не было, у нас появилась возможность не только реализовывать хорошие, достойные проекты для детей,  но и  платить учителям достойную зарплату. Денег у школы много, но мы к ним подходим рачительно, стараемся экономить. Но что будет дальше с этой экономией? Например,  мы сделали хорошую энергосберегающую, ресурсосберегающую программу, сэкономили деньги, в  конце года у нас остается приличная сумма, которую хотелось бы (по решению управляющего совета, исходя из своей программы развития) потратить не просто куда-то, а на какой-нибудь достойный проект. Раньше у нас в таком случае деньги изымали в бюджет города, а что будет теперь - отнимут или нет?»
Сергей  Собянин вызов принял: «С государством в игры играть очень опасно, все это знают, особенно с финансистами: они так и норовят правила поменять, денежки отобрать в конце года. Я же  категорически настаиваю на том, чтобы все деньги, которые пришли в школу за обучение ребенка, оставались в школе и никаких изъятий не проводилось. Это железное правило, если его убрать и в нем усомниться, то во всем эксперименте, который мы проводим, никакого смысла не будет. Поэтому я считаю, что это главное правило, главное условие финансирования школ. Все деньги должны принадлежать школе и оставаться в школе, даже если они в течение двух лет будут переходить и оставаться на счетах, чтобы реализовать какой-то крупный проект: создание современной лаборатории, еще чего-то нужного для школы. Пожалуйста, накапливайте эти денежки и реализуйте их, никто отнимать у вас не собирается. Более того, я строго за этим буду следить».
Тему школьных денег продолжил директор гимназии №1519 Николай Сирый, которого интересовало, как оплачивать повышение квалификации учителей: «Сейчас у школы появились широкие возможности использовать средства субсидий на повышение квалификации сотрудников. Более того, мы можем сэкономить средства, которые тоже можем направить на повышение квалификации сотрудников. У  столицы есть широкие возможности для повышения квалификации педагогов, в первую очередь через Московский институт открытого образования, через Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Но для учителей, в первую очередь естественников (физиков, химиков, биологов), наверное, не менее важна подготовка практической направленности в таких лучших вузах, как МФТИ, МГУ, Бауманка. Есть у нас возможность переподготовки учителей в этих вузах?» Этот вопрос для мэра был легким, так как уже принято решение, и школы имеют возможность  сами определять, в каком институте, вузе, университете можно проходить подготовку, переподготовку, повышение квалификации учителей. «Мы ничем ограничивать не будем вас. Вы отвечаете за качество подготовки учащихся, вы отвечаете за аттестацию учителей, поэтому и карты вам в руки. Единственное, - заметил Сергей Семенович, -  что, конечно, Департамент образования должен посмотреть, что это за вузы, насколько их уровень соответствует тому, чтобы наши педагоги в них получали дополнительное образование».
Хотя повышение квалификации и аттестация  учителей в Москве напрямую не связаны, проблемы аттестации учителей, конечно, всех волнуют, ведь и тут  появились новшества. О них упомянула директор школы №345 Наталья Тверская: «В этом году Департамент образования разрешил школам, которые имеют высокие учебные результаты, самим проводить аттестацию, но это не  закреплено на законодательном федеральном уровне. Нам это решение Департамента образования очень понравилось,  мы его поддерживаем, и хотелось бы его каким-то образом закрепить  законодательно».
Сергей Собянин к этому новшеству относится серьезно: «Да, мы  аттестацию отдали на откуп самим коллективам, а по федеральным нормам  подтверждение квалификации, присвоение новой квалификации учителя, категории  школам отдавать нельзя, это должно оставаться на уровне города. Город должен создать комиссию,  она должна принять решение. Хорошо, если в городе живут  30-40 тысяч  человек, а в столице такое подтверждение квалификации нужно проходить 20 тысячам учителей. 20 тыс. учителей! Можете себе представить, что это должна быть  за городская комиссия, которая этим будет заниматься?! Поэтому, конечно, нужно учитывать особенности тех или иных регионов. Думаю, вы задали совершенно правомерный вопрос, который необходимо ставить перед федеральными властями, для того чтобы его как можно быстрее решить!»
Призыв мэра учитывать особенности регионов тут же нашел отклик у участников встречи: «Сейчас в сфере образования сложилась такая ситуация, что у субъектов Российской Федерации, в том числе и у нашей родной Москвы, есть свои полномочия в сфере образования  плюс еще полномочия, которые передает субъектам федеральный центр. Самые близкие нам процедуры - лицензирование, аккредитация, контроль и надзор.  Раз появляется такое большое количество участников этой процедуры, она усложняется,  в том числе для нас. Нет ли возможности все-таки эти полномочия в сфере образования сделать региональными, чтобы мы работали в регионе со своим учредителем, а государство могло бы уже спросить выполнение всех этих полномочий с регионов и субъектов?»
Сергей Семенович педагогов поддержал: «Думаю, для Москвы это можно попросить, но, собственно, эти полномочия и так  нам переданы.  Вопрос, можно ли это передавать как собственные полномочия в масштабах страны. Есть опасения, что мы можем разрушить единую систему образования в стране. Вопрос очень непростой. Что касается Москвы, мы здесь находимся рядышком с Министерством образования и науки РФ, с их инспекциями, и я думаю, что можно поговорить с ними, заключить  дополнительное соглашение, для того чтобы не было двойного контроля, чтобы  Рособрнадзор к нам поменьше выезжал с проверками (хотя пусть они приезжают сколько угодно, мы все выдержим),  чтобы  проверки поменьше мешали учебному процессу, чтобы не было  у учителей дополнительной нагрузки».

Можно сказать, что  на такие балы заслуженных педагогов пока не приглашали. В ресторанах они были, в ведущих концертных и театральных залах памятные даты отмечали,  выступления руководителей и хорошие слова в свой адрес  слышали  неоднократно, а  чтобы вот так, в неформальной и приятной обстановке общаться с первыми руководителями города и образования им доселе не удавалось.

Правда, праздник все же начался с речи мэра Москвы Сергея Собянина, который выступал, еще находясь под впечатлением серьезного разговора, который состоялся у него перед началом бала с некоторыми его участниками: «Мы создаем новую традицию в Москве: в начале нового учебного года приглашаем учителей, которые получили государственные награды за прошедший учебный год. Это заслуженные учителя Российской Федерации, получившие ордена, медали, другие государственные награды. Я поздравляю вас с этими высокими наградами, которых вы удостоились. Как вы всегда говорите, любите говорить: «Это награда не мне, это награда нашему коллективу, это мы вместе заслужили». Я, конечно, соглашаюсь с вами, тем не менее считаю, что это ваша заслуга, заслуга вас как профессионалов, людей, которые ответственно относятся к своему делу, любят его. И я думаю, что не в меньшей степени и обстановка в коллективе, и успехи коллектива зависят от вашего личного труда и умений. Я поздравляю вас с этими наградами и благодарю за ваш труд. Мы сегодня в преддверии этого торжества беседовали с учителями, они высказали предложения, которые, конечно, мы будем и дальше обсуждать, донастраивая нашу систему образования. Учителя говорили об  избыточной нагрузке педагогов и школьников, которая в последние годы стала достаточно серьезной проблемой. Это всегда было проблемой, но сегодня (мы посчитали на пальцах буквально) у нас уже учащиеся 10-11-х классов должны в неделю заниматься около 50 часов, а здоровые мужики по Трудовому кодексу - 40. Соответственно и у учителя нагрузка пропорционально возрастает,  это не может длиться вечно. Мы должны смотреть, что происходит в образовании, сделать эту систему более комфортной и для учащихся, и для педагогов. Задают педагоги вопросы и по поводу аттестации учителей. Я считаю, что все проблемы аттестации, вопросы, связанные в том числе с присвоением квалификации, категории учителям, должны решаться в коллективе, это должно происходить  без каких-то городских комиссий, как сегодня предписано. Это невозможно, нереально, да мы, собственно, фактически так уже и не делаем. Правительство Москвы неплохо финансирует школы исходя из норматива, положенного на учащегося. Что с этими деньгами будет дальше, не будет ли в конце года экономию изымать, как в старые добрые годы, Департамент финансов,  не обманет ли  он школы? Я должен на это твердо сказать, что мы ничего изымать не собираемся, это деньги, которые остаются в полном распоряжении школы.
Сегодня нас спрашивают о том, какой школа будет, какая материальная база будет, будут ли электронные учебники, будет ли продолжаться информатизация? Да, все будет, да, все будет улучшаться, да, будут развиваться информационные методики, информационная база, да, будут внедряться новые электронные учебники. Но  я  убежден, что ни информационные технологии, ни новые методики, ни электронные учебники, ни пособия не заменят самого учителя. Какой учитель у нас, как он любит свое дело, как он умеет профессионально преподавать, именно от этого на 90% зависит, какое у нас образование будет в Москве и какие знания будут получать наши москвичи, насколько они будут конкурентны в своей жизни. Я уверен, что московское образование всегда было и будет лучшим в стране».
Сергей Семенович попросил  всех участников бала поприветствовать народных учителей и вручил знак отличия «За безупречную службу  городу Москве - 50 лет» народному учителю РФ Марии Андреевне Комлевой, которая более 30 лет руководила школой №199. Мария Андреевна поблагодарила за награду мэра и Правительство Москвы.
Обычно встречи с руководителями города в определенной степени регламентированы, ведь, например, у мэра много дел, день расписан практически по минутам. На этот  раз мэр никуда не спешил, к нему могли подойти практически все, задать вопросы, высказать пожелания, о чем-то рассказать и, конечно, сфотографироваться на память. Профессиональных фотографов не было, поэтому фото делали на мобильные телефоны,  даже на айпеды, каждому хотелось запечатлеть момент встречи, так что семейные фотоальбомы  педагогов теперь пополнятся фото с  Сергеем Собяниным.   (Как и фото с вице-мэром Леонидом Печатниковым, министром образования Москвы Исааком Калиной, начальниками окружных управлений образования.) Наверное, столько добрых слов, сколько ему сказали на балу, Сергей Семенович не слышал и за год, но он заслуживал благодарности, ведь  за три года его мэрства школы и детские сады получили столько денег, что смогли решить множество самых насущных и важных проблем, в столице вновь становится престижной учительская профессия.  Впрочем, о проблемах в этот праздничный вечер учителя не говорили, отдыхали от повседневных забот.
Звучала замечательная классическая музыка, вид из окон на Кремль и Александровский сад поднимал настроение,  можно было погулять по Геологическому музею, полюбоваться уникальными коллекциями (общее мнение: педагоги - те же геологи, старатели, отыскивающие золотые крупицы ученических талантов, поэтому символично, что  праздник проходит в таком музее). Педагоги говорили с коллегами о жизни, об учениках, которыми гордятся, о планах на будущее, вспоминали знаменательные события из многолетней  педагогической практики.  Обычно педагоги тоже недолго присутствуют на разных праздничных мероприятиях - у них всегда много дел, а тут никто не хотел уходить, и праздник продлился до позднего вечера. Общее мнение столичных педагогов - такие балы должны действительно стать традицией.
В завершение бала каждому его участнику  организатор - Департамент образования -  приготовил приятный сюрприз-подарок: билеты на спектакль в Мастерскую Петра Фоменко.