Для некоторых чиновников это допустимая статистическая ошибка. А для десятков тысяч реальных, живых людей - катастрофа. Недостоверность оценки порождает еще один порок - ЕГЭ непедагогичен. Он разрывает должную взаимосвязь между учеником и учителем, разрушает стимулы к систематическому познанию, совершенствованию навыков, творчеству. Зачем все это? Оценки учителя, школы ничего не значат, главное - ближе к финишу натаскаться на ЕГЭ.
Эти и другие недостатки нивелируют все достоинства ЕГЭ, превращают в бесполезную и даже опасную для детей и образования чужеродную надстройку. Обещания сторонников ЕГЭ, что мы вот еще немного подработаем и все будет нормально, неубедительны. Доходит до абсурда - предлагают ужесточить требования Уголовного кодекса... Дальше некуда - палочная система на новый лад. Для учеников и родителей, учителей и чиновников.
В существующем виде шлифовать ЕГЭ не имеет смысла. Несмотря на то что он выстрадан нашим обществом, это пустая трата сил. Необходимо создавать комплексную систему тестирования, в которой каждый элемент выполняет свои задачи. Элементы эти давно известны, необходимо просто распределить их роли и после этого немного доработать.
Первая и главная ступень, которую проходят все ученики, - регулярное тестирование учителем, школой. Опросы на уроках, проверка домашних заданий, контрольные работы складываются в четвертные оценки, а затем в базовую оценку по предмету, которая определяется как среднеарифметическое значение из четвертных оценок за старшие классы и округляется до десятых долей. Только этот вид тестирования способен дать наиболее точную оценку по всему комплексу критериев, значимых для образования.
Следующая ступень - выпускной школьный экзамен. Каждый ученик обязан сдать хотя бы один предмет, а также любое количество - по своему желанию. Кроме того, экзамен обязаны сдать те, у кого базовая оценка ниже, к примеру 3,2 балла. По результатам экзамена базовая оценка может увеличиться, но не более чем на 0,5 балла, или уменьшиться, но не более чем на 0,1 балла.
Экзамен, на мой взгляд, лучше проводить в форме экспресс-собеседования. Ученик вытаскивает билет с темой собеседования. После этого у него есть 15 минут на подготовку и 5 - на ответы. Причем во время подготовки и собеседования он может пользоваться любыми книгами, методичками, рабочими тетрадями, Интернетом. Далее - ЕГЭ. Как и в предыдущем случае, каждый ученик обязан сдать один экзамен. По желанию он может сдать любое количество с целью улучшения базовой оценки и/или поступления в вуз. Результат ЕГЭ может увеличить базовую оценку, но не более чем на 1 балл, или уменьшить, но не более чем на 0,3 балла.
На этом выпускное тестирование заканчивается. Итоговая оценка по каждому предмету, выставляемая в аттестат, определяется исходя из базовой оценки и результатов экзаменов.
При поступлении в последующие учебные заведения абитуриент выбирает: можно поступать на основании сданного ЕГЭ, для чего отводится, предположим, 60% мест, или по результатам вступительных экзаменов - 30%. Оставшиеся 10% - победители олимпиад, государственные льготники, целевики и т. д. В негосударственных учебных заведениях - свои пропорции.

Виталий ГРАСИН, инженер-механик, Рязань