Основные правила для проведения такого урока  просты:
- класс делится на несколько команд, лучше, чтобы в каждой из них было не более пяти человек, иначе сложно организовать, чтобы в команде равноценно работали все участники; команды нужно распределить либо заблаговременно, если будут задания, требующие подготовки дома, либо непосредственно перед уроком;
- учитель разрабатывает разные виды заданий, которые позволяют вспомнить весь изученный в теме материал;
- к каждому заданию нужно продумать систему оценивания (баллы);
- необходимо подготовить соответствующий раздаточный материал.  
Подготовка такого урока требует несколько больше времени, но это с лихвой компенсируется восторгами учеников, участвовавших в соревновании.

Цели урока: закрепить лексику по теме «Город», научиться использовать ее при составлении своих предложений, закрепить знания об основных достопримечательностях Лондона;  потренировать свои умения расспросить дорогу, а также объяснить собеседнику, как пройти до нужного объекта; воспитывать у школьников интерес к истории, культуре и традициям страны изучаемого языка.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, компьютерная презентация с видами достопримечательностей Лондона, три картинки английского двухэтажного автобуса (double-decker), крупная школьная карта Лондона.
 
Ход урока
1. Вступление
Учитель: Что может быть интереснее, чем путешествие? Новые города, страны, люди, смена впечатлений. Как говорил один из героев рассказов Конан-Дойля, «путешествие - лучшее лекарство для англичанина». Сегодня я предлагаю вам также совершить небольшое путешествие. Мы отправимся в Лондон. Как вы думаете, на чем можно путешествовать по Лондону?
What means of transport can you use for travelling around London?
Ученики: We can travel by car, by metro, by bus… (На машине, на метро, на автобусе.)
Учитель: What are London buses like? (Какие автобусы в Лондоне?)
Ученики: Two-storeyed, red. (Красные, двухэтажные.)
Учитель: И еще у этих автобусов есть особое имя double-decker. Именно на таком автобусе мы и отправимся в путь. (Учитель ставит на стол каждой команды табличку с рисунком автобуса.) Осталось только выбрать номер маршрута - это и будет сегодня название вашей команды. (Учитель записывает на доске номера команд.)

2. Конкурсы
Учитель: Первая остановка - «Назови слово».
Задача конкурса - актуализировать лексику по теме «Город». В зависимости от уровня группы задания могут варьироваться. Например:
Вариант 1.  Учитель называет по очереди каждой команде слово на тему «Город» по-русски. Ученик должен назвать слово по-английски.
Учитель: Улица.
Ученик: Street.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Вариант 2. Учитель может описать слово по-английски, ученик должен догадаться о значении, для облегчения задачи учитель может нарисовать на доске схему слова и написать первую букву.
Учитель: There are many houses in the …
Ученик: Street.
Вариант 3.  Учитель раздает командам листочки со схемами слов с данной первой буквой (s _ _ _ _ ), за определенное время команды должны записать слова, получается коллективный мини-диктант. При проверке команды читают слова по очереди и переводят.
Примерный перечень слов: улица, дорога, церковь, мост, музей, здание, площадь, город, кинотеатр, столица.
Учитель: Вторая остановка - «Достопримечательности» (places of interest).
Задача конкурса - проверить, насколько дети запомнили названия основных достопримечательностей Лондона, а также их историю, назначение и т. д. Включается проектор с презентацией достопримечательностей Лондона. Команды по очереди их называют и рассказывают то, что знают о них.
Ученики: This is the Tower of London. It was a palace, a zoo and a prison before, but now it’s a museum. Ravens live there as they believe that it brings luck to the country. (На картинке  - Тауэр. Раньше это был дворец, зоопарк, тюрьма. Теперь здесь музей. В Тауэре живут вороны, считается, что это приносит удачу Англии.)
За правильное название объекта команда получает 1 балл, за дополнительный рассказ о нем – еще 1 балл.
Примерный список достопримечательностей: Тауэр, Трафальгарская площадь, Биг-Бен и Дом парламента, Национальная галерея, Букингемский дворец, собор Св. Павла, Гайд-парк, памятник адмиралу Нельсону, Тауэрский мост.
Учитель: Третья остановка - «Грамматическая».
Задача конкурса - проверить, насколько учащиеся запомнили правило употребления артиклей с географическими названиями. Учитель называет географические объекты по очереди командам, а те дают свои пояснения: нужно ли ставить артикль. Либо же можно дать командам список географических объектов и попросить за минуту поставить, где нужно, артикли. А потом всем проверить задание. За каждый правильный ответ (с пояснениями) команда получает 1 балл.
Учитель: Oxford street.
Ученик: Артикль не нужен, так как это название улицы.
Примерный перечень географических названий:  London, the City, Oxford street, the Themes,  Big Ben,  the National Gallery, England.
Учитель: Четвертая остановка - «Asking the way» (как пройти).
Задача - потренировать чтение, восприятие на слух объяснения дороги и говорение по теме. Капитан команды получает задание: прочесть вслух объяснение дороги до какого-то объекта. Члены команды, глядя на карту Лондона, должны догадаться, о каком объекте идет речь. Во время выполнения задания команда может задать капитану дополнительные вопросы, но только на английском языке! За переход на родной язык команда получает штрафные очки. Выполнение задания оценивается по пятибалльной шкале.  
Капитан (читает): You are at St Paul’s Cathedral. Go down the street to the Thames. Then turn left and walk one block. And you’ll see the white walls of this old building. (Вы стоите у собора Св. Павла. Спуститесь вниз к Темзе, поверните налево и пройдите один квартал. Вы увидите белые стены этого старого здания.)
Команда: Tower.
Учитель: Пятая и последняя остановка - «Жители Лондона» (londoners).
Задачи - развитие говорения, ознакомиться с традиционным английским чувством юмора, воспринять на слух диалог. В данном случае команды подготовили диалоги дома. Возможны и импровизированные диалоги, составление описаний по картинке, другие речевые задания.
Учитель: Мы многое сегодня узнали о городе, но пока ничего не узнали о его жителях. Давайте послушаем разговоры, которые можно услышать на улицах Лондона.
Команды по очереди представляют свои диалоги, слушатели должны рассказать, что они поняли. Выполнение задания оценивается максимум в 5 баллов.

Диалог 1
Рассказчик: The man is standing in the middle of a very busy street. There are many cars, buses and trams around him. The man asks a policeman.
Прохожий: Excuse me…
Полицейский: Yes?
Прохожий: What is the shortest and the quickest way to the hospital?
Полицейский: Let me see…
Прохожий: Traffic is horrible here!
Полицейский: Well, if you stay where you are. May be this is the shortest and the quickest way to the hospital! Be careful!
Прохожий: Oh, no!
(Прохожий стоит посреди оживленной улицы и обращается к полицейскому.
Прохожий: Какой кратчайший путь в больницу?
Полицейский: Стоять там, где вы сейчас стоите.)

Диалог 2
Narrator: А man suddenly met a penguin in the street.
Man: A penguin? What a surprise! How did you get here? What shall I do with you?  A policeman!
Policeman: Yeah?!
Man: Excuse me. I have just found a penguin in the street. What shall I do with it?
Policeman: Take it to the Zoo!
Man: Oh! That’s a good idea!
Narrator: Next day the policeman saw the same man with a penguin in the street again.
Policeman: Why on earth you are here! I told you yesterday to take the penguin to the  Zoo.
Man: Yes, we have already been to the zoo and now I take him to the cinema.
(Англичанин увидел на улице пингвина. Он  обратился к полицейскому. И полицейский посоветовал ему отвести пингвина в зоопарк. Но на другой день полицейский снова увидел англичанина с пингвином. «Я же сказал вам отвести его в зоопарк». «Да, - ответил англичанин, - в зоопарке мы уже были, теперь я веду его в кино».)

Диалог 3
Narrator: A father and a son are going around the centre of a city. The boy is curious about some places of interests around him.
Boy: Daddy, who is this monument to?
Father: Hmm… I don’t really know.
Boy: Oh, look. What a strange building! Is it a museum?
Father: Well…  don’t know. Let’s go.
Boy: And could you tell me why the trees are green and the sky is blue?
Father: No, it’s very difficult.
Boy: Daddy, don’t you mind if I ask you so many questions.
Father: Of course not. If you don’t ask questions you never learn anything.

(Любопытный мальчик задает папе вопросы: кому этот памятник, что это за здание и т. д. Папа на все вопросы отвечает: «Не знаю». Наконец мальчик спрашивает: «Папа, ничего, что я задаю так много вопросов?» «Конечно, нет! – восклицает папа. - Как же ты тогда что-то узнаешь?»)

Учитель: Что же мы можем сказать об англичанах?
Ученики:  Что у них есть чувство юмора, что они любят животных…

3. Подведение итогов соревнования и итогов урока
Для быстроты подсчета очков учитель может заранее подготовить таблицу; если  заполнять ее по мере урока, можно быстро подвести итоги. Для этого можно задействовать и самих учащихся.

Учитель называет экипаж-победитель, набравший большее количество баллов. Обращает внимание на то, какие умения показали ребята во время урока и над чем нужно еще поработать.

​Оксана СЕВЕРИНА, учитель английского языка средней школы №1238 Москвы