Задачи урока:
Образовательные: обобщить знания, полученные при изучении темы «Кислородосодержащие соединения».
Познавательные: ознакомиться с действием известных нам лекарственных препаратов, выяснить, всегда ли возможно самолечение; осуществление межпредметных связей с биологией.
Воспитательные: способствовать формированию навыков бережного отношения к своему здоровью, заложить основы культуры приема лекарственных препаратов.
Предварительная подготовка: группам учащихся дано задание найти материал о хорошо знакомых нам лекарственных препаратах и представить его в виде презентаций, создать буклет «Домашняя аптечка».
Ход урока
Вступление. Отрывок из произведения «Трое в лодке»: «Стоит мне прочесть объявление о каком-нибудь патентованном средстве, как я прихожу к выводу, что страдаю той самой болезнью, о которой идет речь, причем в наиопаснейшей форме. Во всех случаях описываемые симптомы точно совпадают с моими ощущениями.
…Я решил устроить себе врачебный осмотр. …Я стал искать у себя сердце. Я его не нашел. Оно перестало биться. Поразмыслив, я пришел к заключению, что оно все-таки находится на своем месте и, видимо, бьется, только мне его не отыскать…Я попробовал осмотреть свой язык. Я высунул язык как можно дальше и стал разглядывать его одним глазом, зажмурив другой. Мне удалось увидеть самый кончик, и я преуспел лишь в одном: утвердился в мысли, что у меня скарлатина.
…Я пошел к своему врачу. …Он… осмотрел меня… написал что-то на бумажке… и я ушел, спрятав полученный рецепт.
…Я прочитал рецепт. В нем значилось:
Бифштекс 1 фунт (принимать каждые 6 часов).
Прогулка десятимильная 1 (принимать по утрам).
Постель 1 (принимать вечером ровно в 11 часов).
И брось забивать себе голову вещами, в которых ничего не смыслишь».
Учитель: Нельзя полностью согласиться со словами автора. Люди должны знать, как оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим. Знать, как действует то или иное лекарство, для того чтобы быть уверенными в правильности лечения, а также быть предупрежденными о возможных побочных эффектах и осложнениях.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Лекарства - исцеление или отравление».
Английский врач Дэвид Уильямс высказал мысль: «Сегодня рядовой Homo sapiens обладает значительной свободой определять собственную судьбу. Поэтому его следовало ознакомить с химией в достаточной мере, чтобы он представлял результаты применения лекарственных препаратов или их комбинаций».
Главный вопрос нашего урока: всегда ли лекарство - это исцеление?
«Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств», - сказал Парацельс.
Что же такое, по вашему мнению, лекарства?
Ответы учеников.
Учитель: Группа веществ, направленных на устранение признаков и причин заболевания.
Лекарственные препараты изготавливаются фармацевтической промышленностью. Символ фармацевтики - это змея, которая опоясывает чашу познания.
Давайте посетим химический серпентарий. Для получения змеи достаточно поднести к пламени спиртовки таблетку глюконата кальция, который продается в аптеке. Из таблетки выползает змея, объем которой намного превышает объем исходного вещества. Разложение сопровождается выделением углекислого газа.
Многие лекарственные препараты являются сложными органическими веществами. В их состав входят известные нам функциональные группы. С помощью видеоопытов (фенол с натрием, реакция «серебряного зеркала») и лабораторных опытов (сода с уксусной кислотой, анилин с соляной кислотой) вспомним, какие свойства обеспечивают веществу эти функциональные группы. Посмотрев опыт, вам нужно будет составить соответствующее уравнение реакции. Уравнение реакции запишите в таблицу «Прогнозирование химических свойств», укажите характер функциональной группы.
В повседневной жизни мы с вами часто пользуемся хорошо знакомыми и, как мы считаем, хорошо проверенными лекарственными препаратами. Всегда ли они полезны?
Ответы учеников.
Учитель: Сейчас мы с вами ознакомимся с составом и свойствами хорошо известных нам лекарств. Вам предстоит определить наличие в них известных функциональных групп, выяснить для себя, в каких случаях обычно принимают препарат и какие у него есть побочные действия. Результаты наших исследований будем заносить в таблицу «Характеристика лекарственных препаратов».

Лекарственные препараты
Аспирин считается в клинической фармакологии королем лекарств. Ему более 100 лет.
Лабораторный опыт. Прокипятите порошок аспирина с раствором карбоната натрия. Добавьте разбавленный раствор соляной кислоты и смесь нагрейте. Что наблюдаете? (Чувствуется запах уксусной кислоты.) Наличие какой функциональной группы мы определили? (Карбоксильная группа.)
Часто в повседневной жизни мы используем болеутоляющие препараты, одним из которых является анальгин. Какие особенности строения его молекулы можно отметить?
Ответы учеников.
Парацетамол. В составе его молекулы есть хорошо известная нам функциональная группа, наличие которой можно доказать обесцвечиванием йодной воды (демонстрационный опыт). О какой группе идет речь?
Ответы учеников.
Стрептоцид. Какую функциональную группу вы узнали? Какими свойствами обладает эта группа?
Ответы учеников.
Аскорбиновая кислота. Есть ли отличие между гидроксильными группами в данной молекуле? В чем оно заключается? (Есть спиртовая группа, есть фенольные.)
Заключение. Итак, мы с вами выяснили, что хорошо знакомые нам лекарственные препараты далеко не безвредны. Старые доктора шутили: «Если нет побочного эффекта, препарат неэффективен».
Любые лекарства - это чужеродные, биологически активные вещества, которые с током крови попадают во все органы. Они в определенной степени способны нарушить естественные жизненные процессы. Лекарственные вещества, словно ключи, отпирают или запирают те или иные «ходы» биохимических процессов в наших органах. Успешность лечения зависит от оптимального подбора «ключей». Пользуйтесь только проверенными лекарственными средствами. Не верьте сенсационным рекомендациям. Необходимо строго следовать инструкции по применению и предписаниям врача. Правильно храните лекарства в домашней аптечке и не используйте их, если истек срок годности.

Это интересно
Оказывается, животные умеют лечить себя сами, они знают лечебное действие трав.
Кошки, как хорошо известно, пьянеют от валерианы, начинают кататься по полу, дико вопят. Но, как оказалось, поедая листья валерианы, кошки тем самым налаживают, нормализуют обмен веществ своего организма.
Дикие верблюды едят полынь, когда страдают от глистов.
Кабаны с той же целью поедают тыкву с семенами.
Бурые медведи при ревматических болях отыскивают, откапывают и поедают корни папоротника.
Нам, людям, также известно, что для лечения различных заболеваний можно использовать природные лекарственные средства, но все равно необходимо проконсультироваться с врачом.
Будьте осторожны и берегите свое здоровье!

​Ольга ЕРШОВА, учитель химии средней школы №13 города Великие Луки Псковской области