Возьмем проблему «общенаучных терминов», «формирования понятийного аппарата мышления». Ведь не секрет, что ученые в своих работах стараются такого наворотить, что понять подчас невозможно. Очень редко встретишь сжатые, емкие, вполне понятные определения понятий педагогики - таким даром обладают далеко не все авторы многочисленных публикаций.
Казалось бы, эту проблему поможет решить новый Закон «Об образовании в РФ», но увы! Возьмем, к примеру, статью 2 об основных понятиях:
«Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».
Так что ЗУНы никуда не ушли, а что касается понятия «компетенция», то в этой статье не дано даже определения, непонятно, о какой компетенции идет речь. Так что часть претензий, предъявленных автором статьи к московским учителям, можно было бы снять.
Есть и путаница в определениях образования и обучения. Пункт 12 гласит, что профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
А в пункте 13 сказано, что профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Интересно, перечитывали ли Закон «Об образовании в Российской Федерации» В.Никонов и Д.Ливанов?
Выходит, учителям пора уже кричать: «Спасите наши души!»
А что касается ИКТ, то я бы ответил: ИКТ - головная боль при выборе средства достижения эффективности обучения.

Анатолий ШАТУН, заслуженный учитель школы РСФСР, Екатеринбург