Озадачивает и то, что авторы всех учебников по педагогике пишут, что уроки имеют и воспитательную функцию, однако все их труды разделены на две части под названиями «теория обучения» и «теория воспитания».
Если уроки считаются только предметом теории обучения, то предметом теории воспитания остается лишь внеурочная деятельность школьников. Но эта деятельность занимает незначительное место в школьной жизни, тогда как обучение в состоянии обеспечить осуществление умственного, экологического, эстетического и других видов воспитания школьников.
Знакомство с этими теориями ставит под сомнение научность самой педагогики в целом. Больно думать так, потому что десятилетиями издаются учебники педагогики, защищаются диссертации по педагогике и т. д. Если педагогическая теория неадекватно отражает практику, то она уже не научная теория. Как же это произошло? Обратимся к примерам.
 В школе Я.А.Коменского учитель объяснял новый учебный материал в начале урока и так управлял процессом изучения новой темы, что ученики уходили домой, зная новый материал на разных уровнях. А в школе, реконструированной педагогикой, новый материал учитель практически объясняет в конце урока, из-за чего основная масса детей не усваивает его. А ведь, создавая свою школу, Коменский предупреждал о том, что, если ученики не усвоили новый материал на уроке, вряд ли усвоят его дома.
 Если в школе Коменского согласно его дидактике дети на уроках усваивали учебный материал, то педагогика заставила учеников учить его дома, то есть школа из обучающего учреждения превратилась в проверяющую инстанцию.
 Если по дидактике Коменского учебную деятельность продуцировали мотивы, то по антидидактике ее навязывают ученикам стимулы. Таким образом «учениепорождающие» уроки дидактики заменили «учениенавязующими» уроками антидидактики.
 На мой взгляд, созданная на основе дидактики Коменского новая наука «воспитаниеведение» должна иметь теории воспитания посредством учебной и внеучебной деятельности. Таким образом, школа будет действовать как кузница воспитания своих питомцев, как и придумал Коменский, создавая теорию и практику школы на основе дидактики воспитания.

​Сергей МАНУКЯН, доктор педагогических наук, Ереван