К сожалению, понятие «самодеятельное» по отношению к творчеству прочно утвердилось в одном ряду с прилагательными «примитивное», «вторичное». Ну а словосочетание «школьная самодеятельность» стало использоваться как типичная негативная оценка чего-то небрежно, неумело сделанного, без претензий на оригинальность и мастерство. Мы же в меру своих сил стараемся доказывать прежде всего своим ученикам, что слово это означает «сделанный самостоятельно». А самостоятельность в хорошей работе всегда заслуживает похвалы и награды.
Самостоятельность при подготовке выступлений во время зимних выездов у нас оценивается особенно высоко. Педагогика выезда - это большая отдельная тема. Морально-нравственные проблемы, которые приходится решать организаторам, неисчерпаемы и непредсказуемы. Одна только проблема лидеров, победителей, триумфаторов чего стоит! Пришлось хорошо подумать, чтобы понять, как правильнее определять в итоге команду победителей. Расставлять все участвующие классы (а их бывает до 16) по всем ступеням турнирной таблицы? Но удельный вес конкурсов, которые тут вдохновенно придумываются десятками, и творческий потенциал классов слишком различны. Ситуация, когда один класс неизбежно оказывается на последнем месте, нам откровенно не нравится. Соединяя педагогику с арифметикой, получаем: один главный приз (кубок), пять первых мест, пять вторых и пять третьих. Никто не хуже всех.
Когда мы провели один фестиваль вообще без главного приза, азарт заметно снизился, кураж пропал, хотя на качество выступлений это не повлияло. На следующий год в первый день выезда старшеклассники дружно проголосовали за кубок. С тех пор мы не экспериментируем. Борьба за кубок всегда острая, бескомпромиссная. При этом наши дети  умеют уважать и высоко оценивать успехи конкурентов, стоя приветствуют блестящие выступления тех, с кем ведут трехдневный спор за право оставить свое имя в истории кубковых состязаний фестиваля.

NB! Майя Борисовна Пильдес, народный учитель РФ, директор гимназии №56, Санкт-Петербург.