- Ирина Яковлевна, расскажите, что подтолкнуло вас к развитию в этом направлении?
- Так получилось, что я участвовала во многих педагогических конкурсах, неоднократно в них побеждая, и мои учителя-наставники заговорили о том, что нужно попробовать себя уже в управленческой деятельности. И потом, по окончании Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, я получила специальность «методист по воспитательной работе» и в первый же год работала заместителем директора по воспитательной работе. Так что стаж управленческой деятельности начался сразу после вуза.
Я безмерно благодарна своей школе №318 Фрунзенского района, где мне помогали и где меня растили. Там я прошла, на мой взгляд, очень важные этапы. Была заместителем директора по опытно-экспериментальной деятельности, занималась нацпроектами, затем стала заместителем директора по учебной работе, имела опыт работы заместителем директора по воспитательной работе, то есть изучила все аспекты школьной жизни изнутри.
Поскольку существовал проект строительства новой школы во Фрунзенском районе, я долго работала над этим проектом. И пока шла эта работа, меня делегировали учиться в Санкт-Петербургский государственный университет на факультет менеджмента. По окончании обучения поступило предложение из Центрального района возглавить лицей, в котором уже некоторое время не было директора.
- Вы обладали определенным опытом работы управленца. Обучение позволило узнать что-то новое?
- Президентская программа подготовки управленческих кадров, в рамках которой я училась, изменила многое в сознании. Прежде всего потому что я изучала дисциплины, которые для преподавателя химии были абсолютно незнакомы: менеджмент, маркетинг, экономика, управление человеческими ресурсами. Это совершенно другая сфера деятельности. Плюс мы учились с людьми, которые работают в бизнесе, и это дало возможность посмотреть на управление с другой стороны. Образовался новый круг общения. Нас учили, как заработать деньги, как грамотно их потратить, как работать с людьми, как заниматься проектной деятельностью. И когда пришла в лицей, я уже четко знала, каков будет мой шаг номер один.
- И каким он был? Какие приоритеты вы расставили?
- Когда мне предложили работать в лицее, я ничего о нем не знала. Поэтому закономерно, что первым шагом стал анализ ситуации. Потом уже на основе анализа создавалась стратегия. Мне кажется, что успех любого руководителя - в правильно выбранной стратегии и далее в механизме ее реализации. Я выбрала механизм проектной деятельности. Мы строим нашу систему через проекты, когда люди собираются во временные, постоянные, смешанные группы для решения той или иной задачи. Тем самым мы наращиваем в учреждении «социальный капитал» - тот капитал, который дает толчок для развития образовательного учреждения.
Нашему лицею очень требовался рывок. Когда-то он переживал такой период взлета, что сюда было не попасть: конкурс на вакантное место был выше, чем в то время конкурс в Первый медицинский институт. Наша сегодняшняя задача - вернуть этот конкурс. Найти то уникальное в учреждении, что позволило бы опять привлечь сюда детей. Например, в лицее традиционно осуществлялась непосредственная связь с медицинскими вузами города, он отличался высоким уровнем преподавания. Нужно заметить, что уровень преподавания сохранился, и это стало той опорой и платформой, от которой я отталкивалась.
Также моей задачей было заинтересовать педагогов, зажечь их желанием творить. И уже есть успехи. Наше сегодняшнее достижение в том, что вместо 300 детей, которые обучались в лицее два года назад, сейчас у нас 500 учащихся. Кроме того, у нас есть победитель конкурса среди педагогов-психологов, участник городского конкурса «Учитель года», победители конкурса «Педагогическая династия». Так что время показывает: стратегия выбрана верно.
- Вы пришли в новый педагогический коллектив. Наверное, вначале было трудно?
- Нет, не трудно. Дело в том, что люди сами хотели перемен, я попала на эту волну, и все с удовольствием в эти изменения окунулись. Коллектив меня серьезно поддержал. И потом, в любом деле очень важна заинтересованность самого руководителя. Если у него глаз горит, он понимает, куда надо идти, и четко определяет свои шаги, то осуществлять задуманное легко. Кроме того, я за командный метод управления. Нужно делегировать полномочия людям и учиться быть управленцами в собственном деле. Когда человек сам принимает решения, это много значит. Каждый должен иметь возможность для самореализации. Поэтому приоритеты для всех участников образовательного процесса мы выстроили следующим образом: для учителей - создание условий для самореализации, развитие творческого потенциала, для детей - создание условий для развития субъектных качеств (качеств, которые потом позволят ребенку свободно существовать в социуме), для родителей - участие в управлении школой.
- Но ведь не всем нравится брать на себя ответственность. Не столкнулись ли вы в этом случае с оппозицией?
- Пока мы делим ответственность на уровне административной команды и на уровне руководителей проектов. При этом главный принцип, которым руководствуемся, - все идет от желания самого человека. И, что радует, желающих много. Люди приходят и рассказывают о своих идеях. Мы готовы подхватить любую инициативу. Так, например, было с проектом «Путь в медицину», который предложила учитель биологии. Он включает в себя тесное взаимодействие с медвузами города, и мы запускаем его в этом году. Наша воспитательная служба постоянно фонтанирует идеями, например, возродить издательский центр, ученическое самоуправление, и у нас уже есть реально действующие советы капитанов и советы старшеклассников. И все это благодаря творческому, думающему коллективу.
- Ирина Яковлевна, вы имеете образование управленца и педагога, а кем себя считаете?
- Это сложный вопрос, и на него, наверное, ни один директор не даст полного ответа. С одной стороны, директор образовательного учреждения все-таки должен быть учителем учителей. Имея определенные заслуги и опыт в учительской профессии, я имею право говорить с учителями на уровне преподавания, на уровне отношений с ребенком. Менеджер многие вещи может не знать и просто не сможет выстроить разговор с тем же родителем. Также я могу сослаться на опыт своей педагогической деятельности, и кто-то из учителей может прислушаться. Педобразование у руководителя образовательного учреждения, на мой взгляд, должно быть обязательно.
      С другой стороны, директор - это сегодня однозначно менеджер. Причем не узкопрофильный, а менеджер по кадровым, финансовым, экономическим вопросам. Плохо это или хорошо, рассудит время, но этого сейчас требуют существующие обстоятельства.
- Что бы вы пожелали молодым руководителям?
- Я как-то прочитала, что у любого молодого руководителя есть возможность совершить две ошибки. Первая - начинать все менять быстро, не разобравшись, не объяснив, почему вы идете именно по этому пути, и тогда это приведет к саботажу. Вторая ошибка - долго-долго разбираться и в итоге быть поглощенным той системой, в которую он пришел. Нужно постараться найти золотую середину, и главное - донести свою мысль, чтобы ее услышали и приняли.
И еще нельзя забывать об учителе. Профессию педагога не измерить материальным достатком. Самореализация в ней превалирует, хотя редко кто в этом признается. Конечно, материальное поощрение обязательно, и то, что в этом плане делается, замечательно. Но учитель, как артист, должен иметь свои аплодисменты, у него есть в этом потребность. Каждый руководитель должен это учитывать. Мы, например, сразу выстроили систему поощрений: изобрели свои корпоративные грамоты, прилюдно благодарим учителей за результаты ЕГЭ, за победы в различных конкурсах. На всех праздниках чествуем не только детей, но и учителей. И каждый раз к 1 сентября мы просим учителей надеть свои государственные награды. Мы должны гордиться своими педагогами.

Санкт-Петербург