Ответ на этот вопрос искали и нашли руководители образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, на встрече 23 августа 2013 года в дошкольном отделении школы №480 Центрального округа, организованной Управлением организации обучения и воспитания в общем образовании Департамента образования. Участники встречи поддержали образное высказывание руководителя Департамента образования Исаака Калины: «У нас сейчас кровати живут лучше, чем дети, а должно быть наоборот!»
С 30 июля 2013 года вступили в действие Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13, которые разрешают использовать раскладные кровати для организации сна детей. Педагоги дошкольного отделения школы №480 решают проблему расширения пространства для развития детей уже третий год - для организации сна в учреждении используют переносные складируемые кровати.
Заместитель директора по дошкольному отделению школы №480 Светлана БОНДАРЕВА - участник рабочей группы по разработке технического задания на поставку кроватей в образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования: «Я очень поддерживаю идею приобретения переносных складируемых кроватей. В соответствии с техническим заданием в учреждения будут поставлять функциональные, эстетичные, учитывающие особенности помещения складируемые кровати. Ребенок во время сна располагается на кровати с ортопедическим матрасом и жестким ложем на достаточной высоте от пола. Постельные принадлежности проветриваются на протяжении всего дня благодаря усовершенствованной системе складирования кроватей при помощи высоких ножек в форме втулок. Под такими спальными модулями очень удобно проводить влажную уборку, они свободно перемещаются в сложенном виде, на фиксируемых колесах нижней базовой кроватки. Благодаря новым сертифицированным материалам и конструкции кроватки соблюдаются все санитарные и гигиенические нормы, принятые для детских учреждений. В образовавшемся пространстве спальни может прекрасно работать центр шашек и шахмат в старшей и подготовительной группах: каждый профессиональный педагог знает, что хорошо развитое планирующее пространственное мышление и воображение определяет успех умственного развития и волевых качеств ребенка. Мы также проводим игры, способствующие развитию логического мышления, произвольного внимания, усидчивости, которые требуют разделения детей на подгруппы.
Работает принцип гибкого перемещения, который заключается в организации различных пересекающихся сфер активности, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Освободившееся пространство спальни помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Новое свободное пространство, полученное благодаря использованию модульных кроватей, создаст дополнительное место для развивающей среды, поможет позаботиться о том, чтобы дошкольник не потерял чувства защищенности и безопасности и, устав от окружающих, перебрался в «тихий уголок» или «уголок отдыха», чтобы поиграть, полистать любимые книжки, просто помечтать. Теперь легко организовать такое место, отделив его от играющих детей в едином игровом пространстве стационарной или переносной ширмой из бамбука или ткани. Торшер или настенные бра, мягкая мебель, коврик на полу, картина в пастельных тонах, спокойная релаксационная музыка, фонтан с журчащими струями воды порадуют глаз и слух, помогут ребенку ненадолго уединиться, как бы спрятаться. Современным детям не хватает двигательной активности. При помощи таких спальных модулей пространство для движения возрастает от 30 до 80% в одном групповом помещении. Теперь совершенно не обязательно усаживать деток на стульчики, чтобы прочитать сказку, малыши могут слушать сидя, лежа, удобно расположившись на ковре, а кто-то может, слушая, заниматься конструктором или зарисовывать свои свежие впечатления за столом. Все это возможно благодаря появившемуся свободному помещению и гибкому перемещению ребенка по всему пространству группы».
Алла КАРАБАНОВА, руководитель детского сада №2686, расположенного в микрорайоне Щербинка Юго-Западного округа: «Наш детский сад находится в новом микрорайоне, основной контингент которого молодые и многодетные семьи, семьи военнослужащих. Известно, что в новых микрорайонах дошкольные образовательные учреждения сегодня очень популярны. Чтобы дети могли чувствовать себя в группе свободно, важно использовать в интерьере только компактную, многофункциональную мебель. Посетив дошкольное отделение школы №480, мы пришли к выводу, что нам тоже необходимо воспользоваться такой интересной, полезной идеей, которая решает многие проблемы нашего детского сада. Мы понимаем, что открывается большое пространство для двигательной, игровой деятельности, а также индивидуальной работы, что мы можем увеличить контингент детей в детском саду. Мы очень рады, что наш округ дал именно нам замечательную возможность участвовать в экспериментальной программе по внедрению переносных складируемых кроватей, сможем поделиться опытом с другими дошкольными учреждениями нашего округа».
Жанна НОВИКОВА, заместитель директора дошкольного отделения школы №2077 Северо-Западного округа: «В типовом здании нашего дошкольного учреждения площадь групповой комнаты почти равнозначна спальне, например, групповая комната занимает 51,0 кв. м, а спальня 52,9 кв. м. При этом в спальне ребенок находится всего 2-2,5 часа из 12 часов пребывания в детском саду, все остальное время (около 6-7 часов, исключая прогулку), когда играет, занимается, кушает, он в основном находится в пространстве игровой комнаты. Порой на площади в 50 кв. м собираются 25 малышей, а рядом в спальне на такой же площади стоят кровати. Перед нами встает вопрос, каким образом расширить пространство для ребенка, чтобы он мог свободно подвигаться и уединиться, чтобы посекретничать с друзьями, создать большую постройку и заняться другими интересными для малыша делами. Одним из выходов в этой ситуации станет использование штабелированных кроватей. Такие кровати занимают 1/6 часть от площади помещения, при этом все остальное пространство можно использовать для игр и занятий детей, для «задушевного разговора» малыша с педагогом-психологом, социальным педагогом, для репетиции танцевальных и спортивных движений перед выступлением на празднике. Предела детской фантазии не существует. Современный творческий и любознательный юный москвич с помощью воспитателя легко освоит дополнительное пространство. Штабелированные кровати просты в использовании, они легкие, прочные, легко ставятся. Помощник воспитателя будет их ставить столько, сколько детишек придет в детский сад. После сна на освободившемся пространстве можно проводить гимнастику пробуждения. Я предлагаю и сделаю в учреждении, которым руковожу, специальное место для хранения постельного белья. Для каждого ребенка постельное белье будет храниться в отдельном ящике комода, расположенном вдоль оконного подоконника. Ящик будет украшен цветной картинкой, по которой ребенок без труда сможет узнать, где хранится его постельное белье. Таким образом, использование штабелированных кроватей в дошкольном учреждении улучшит условия пребывания ребенка в детском саду, расширит территорию его личного пространства и проявления творчества, повысит двигательную активность детей, а значит, будущее поколение будет более здоровым».
Обсуждение идей использования легко раскладывающихся кроватей в детском саду только началось, но, судя по тому, как педагоги-дошкольники и родители поддерживают ее, Департаменту образования, видимо, придется принимать энергичные меры для того, чтобы поставить такие кровати в столичные детские сады.