Три года назад началась очень бурная, неспокойная, но точно нескучная жизнь в московском образовании, заставившая по-новому мыслить и принимать новые решения. В эти годы в наш лексикон прочно вошли и закрепились слова «пилотный проект», «новая система оплаты труда», «нормативное финансирование», «гранты», «рейтинг», «московской стандарт качества», «реорганизация», «дошкольное отделение» и много других понятий, которыми определяются цели развития столичного образования и механизмы создания равных условий для всех образовательных учреждений города, обеспечивается повышение их самостоятельности и ответственности, создание конкурентной образовательной среды.
Претворение этих понятий в жизнь направлено на решение главной задачи - повышения качества образования, стало возможным только благодаря большому труду московского педагогического сообщества. Учитель оказался в самом водовороте принимаемых решений - и тех решений, которые принимались сверху, и собственных решений. За эти годы, конечно, трансформировался образ московского учителя, который, преодолевая начальное недоверие, психологическую неготовность и внутреннее сопротивление, приобретал новый опыт и компетенции. Этот опыт заключается прежде всего в том, что учитель, как и школа, оказался в условиях конкуренции, когда его труд стал оцениваться исходя из достигнутого качества и конкретных результатов работы, а зарплата из среднеравной стала дифференцированной. Пожалуй, осознание этого и было самой сложной для педагогов проблемой. Главным результатом прошедших изменений для учителей Москвы стало не просто повышение в разы их заработной платы, они обрели гораздо больше - повышение своего статуса, престижа педагогической профессии.
Одним из фактов, подтверждающих это, стало отсутствие вакансий, которых действительно совсем недавно, несколько лет назад, были тысячи. Другим фактом - желание наших коллег из других регионов приехать работать в московские школы. Буквально на прошлой неделе в Москву для посещения московских школ приезжали 150 молодых специалистов и педагогов из разных городов, из разных регионов Российской Федерации, и то, что для московского учителя стало привычным, обыденным - ему кажется, что так и должно быть, для них оказалось сродни чуду - чуду техники, чуду оснащенности, чуду полученных возможностей, которые каждый учитель может реализовать в конкретный результат. Уходя из наших школ, молодые учителя, молодые педагоги говорили: я хочу работать в такой школе, в этой школе, я хочу, чтобы мой ребенок учился в ней. И это главная возможность, которую получили московские учителя в последние годы, - гордиться построенной школой, не только зданием, которое красиво выглядит, но и теми людьми, которые в нем работают.
Возвращаясь к статусу московского учителя, мы можем сказать, что учителями хотят стать выпускники педагогических вузов. Их стало значительно больше. А наша молодежь - выпускники школ, - чтобы прийти учиться в педагогический вуз, должны продемонстрировать солидный багаж знаний, ведь средний проходной балл в Московском городском педуниверситете в этом году составил 76 баллов по предмету. Теперь, говоря об оценке своего труда, московский учитель может сравнивать свою заработную плату не с минимальным размером оплаты труда или прожиточным минимумом, а с весьма достойным уровнем оплаты труда в коммерческой сфере. Высокий статус педагогической профессии долгие годы оставался призрачной мечтой для учителей Москвы и, что греха таить, продолжает и сейчас оставаться для наших коллег во многих регионах. И, несомненно, хотелось бы отдать должное и сказать спасибо московскому правительству, мэру нашего города за реальное внимание к системе образования, которая действительно стала одним из главных приоритетов социальной политики. За истекший период среди новых возможностей, которые получили учителя, - право на управление учреждением через участие в работе управляющего совета, упрощение форм прохождения аттестации, значительное улучшение оснащенности образовательного процесса. Теперь каждый московский педагог имеет кабинет, учителя-предметники получили персональные ноутбуки, интерактивные доски и Интернет стали привычными помощниками на уроке. Возможностью показать свой опыт, участвуя в профессиональных конкурсах, пользуются тысячи педагогических работников. У учителей сложился новый взгляд на олимпиадное движение, на освоение новых информационных и педагогических технологий, на необходимость постоянного самообразования и повышения квалификации. Еще многое изменилось в системе московского образования и в жизни педагогического сообщества, включая возможность открыто и оперативно получать информацию с разных уровней управления, общаться в сетевом пространстве с родителями, учениками и коллегами. Возможности всегда средство для достижения результата. В копилку результатов московских учителей за последние годы можно добавить утроившееся число выпускников, получивших высокий балл по результатам ЕГЭ, в два раза выросло число школ, где есть победители и призеры окружных, городских и республиканских олимпиад, две трети московских учителей имеют высшую и первую квалификационные категории, а число не прошедших аттестацию на соответствие занимаемой должности находится в зоне статистической погрешности. Резко возрос уровень компьютерной грамотности педагогов, все больше учителей уделяют серьезное внимание индивидуальной траектории развития ребенка, учатся работать в инклюзивной среде, снизились показатели количества правонарушений среди школьников, и, пожалуй, главный результат, которого добились московские учителя, - это то, что 84% из числа опрошенных родителей наших школьников удовлетворены качеством московского образования.
Но коль скоро мы сегодня говорим о возможностях, о статусе московского педагога, хотелось бы в преддверии нового учебного года продолжить разговор об этом, разделив возможности на три группы. Первая группа - это возможности, которые могут быть созданы московским правительством по дальнейшему повышению престижа педагогической профессии и по обеспечению дальнейшей социальной поддержки учителей. В первую очередь больным вопросом для любой семьи и для семьи педагога остается вопрос жилищных условий, мы знаем, что, к сожалению, Жилищный кодекс Российской Федерации не дает возможности выделения жилья учителям в приоритетном порядке, но имеющийся в Москве опыт кооперативного и инвестиционного строительства домов для учителей мог бы стать серьезным подспорьем в решении этой проблемы. Особенно это касается молодых педагогов, как и решение вопроса об условиях по возможности льготного ипотечного кредитования. Мы, все учителя Москвы, профсоюз Москвы, думаю, с большим удовольствием будем участвовать в совместных проектах и надеемся, что эти вопросы действительно можно будет решать и, таким образом, еще больше, с одной стороны, показывать значимость московского учителя, а с другой стороны, показывать, что только ответственные люди могут пользоваться такими льготами, такими гарантиями, предоставленными Москвой.
Сейчас идет разработка московского закона «Об образовании», в который, на наш взгляд, могут быть внесены дополнительные, расширяющие, установленные федеральным законом, социальные гарантии работников образования, связанные с их оздоровлением или, например, с приобретением права на первоочередной прием детей работников образования в дошкольные учреждения. Это тоже очень сложная и очень способная сильно облегчить труд учителя проблема.
Вторая группа вопросов связана с профессиональной деятельностью учителей. Главной проблемой здесь стала большая перегрузка. Проведенные исследования показывают, что при имеющейся средней учебной нагрузке 21 час в неделю московский учитель к тому же затрачивает на все остальные виды деятельности (подготовка к урокам, проверка тетрадей, ведение журналов и дневников, внеурочная работа) в общей сложности от 30 до 50 часов, что увеличивает его рабочую неделю до 50-72 часов. Решение этой проблемы видится в рационализации документооборота, уменьшении отчетности, количества совещаний, изменении форм методической поддержки, переходе на сетевое общение с учителями при повышении квалификации и при методической работе с ними, снятии с учителя несвойственных ему функций. Да, это тоже проблема не московская, общая проблема для России в отношении учителя, но Москва всегда шла впереди всей планеты и всей России, и я думаю, что если столица возьмется за решение этой проблемы совместно, начиная в первую очередь, конечно, с администрации наших образовательных учреждений, нам будет под силу ее решать.
Наконец, третья группа проблем, а может быть, третья группа возможностей связана непосредственно с ответственностью самого учителя, ведь повышение социально-правового статуса учителя неизбежно означает и повышение его ответственности за результаты труда. Новые возможности, новые вызовы требуют формирования новых компетенций и постоянной работы по саморазвитию, ведь учитель, переставший учиться, не сможет учить и сам быть успешным, а качество работы учителя измеряется успешностью его учеников. Москва особый город, у нее уникальные возможности, в ней уникальные школы, и каждый учитель может и должен стать уникальным.
Нынешний городской педагогический совет проходил в необычном формате. Нас могли слышать все учителя московских школ, но на нем мы не ставили задачи, которые будут ставиться на педагогическом совете, а мы говорили о тех результатах, которые достигнуты благодаря новым возможностям, данным нашим городом московским учителям. Все вместе мы надеемся на дальнейшую поддержку образования и учителей со стороны нашего московского правительства, и нашего мэра.