Повышение финансовой и управленческой самостоятельности и  ответственности стало невозможным без широкого профессионального участия родителей. На смену родительским комитетам, которые почти всегда находились под полным контролем администрации школы и чьи функции в основном ограничивались решением хозяйственных вопросов, пришли управляющие советы, имеющие реальные полномочия в управлении школой, в которых роль родительской общественности весьма важна. Изменилась не только форма участия родителей в жизни образовательных учреждений, изменились сами подходы.
К безусловному тезису «Кому, как не родителям, стоять на страже интересов ребенка?» добавился еще один очень важный принцип -  родители используют свои профессиональные знания и опыт в управлении школой. Школьная жизнь очень многогранная, и ей всегда нужны профессиональные знания   юристов, строителей, диетологов. Именно по такому принципу построена работа созданного два года назад экспертно-консультативного совета родительской общественности.
 Сегодня в профессиональную область деятельности специалистов ЭКС входят проведение ЕГЭ и ГИА, контроль качества питания. Эксперты совместно с представителями управления Департамента образования участвуют в торгах, посещают с проверками поставщиков продуктов питания и услуг, также выезжают на места по жалобам на некачественные обслуживание и продукты. Кроме того, родители со строительным образованием осуществляют контроль проведения ремонтных работ и по благоустройству территорий образовательных учреждений, проводят экспертизу документации и участвуют в приемке объектов. В  сферу их деятельности также  входит разрешение различных конфликтных ситуаций и работа с обращениями по всевозможным направлениям. Наши специалисты -  эксперты и члены жюри  профессиональных конкурсов.
Все лето в городе  шла большая подготовка к новому этапу в жизни как любого педагогического коллектива, так и любой московской семьи, в которой есть дети-школьники. Надо отметить, что эта подготовка прошла качественно  во много благодаря контролю родительской общественности.
Особое внимание родителей было обращено на пищеблоки и медицинские кабинеты,  они оценивали их общее состояние, наличие специального оборудования и инструментов, готовность персонала, активно изучали проблемы укомплектованности образовательных учреждений учебниками, учебными пособиями, дополнительной учебной и художественной литературой, оценивали общее состояние библиотек и медиатек. Родители осмотрели учебные классы, лаборантские, спортивные залы и иные помещения, как непосредственно, так опосредованно задействованные в учебном процессе. Особое внимание мы обращали на санитарно-техническое состояние и общую эстетику пространства, проверяли готовность к работе компьютерных классов и иных технических средств обучения. Пристальное внимание, впрочем, как всегда, родителей было обращено на организацию охраны образовательных учреждений.
Высокая эффективность сотрудничества родителей и школы проявляется и в непосредственном участии родительской общественности в мероприятиях по контролю проведения ремонтных работ. Регулярное присутствие даже во время летних каникул на строительных объектах членов ЭКС (экспертно-консультационного совета) и управляющих советов из числа профессиональных строителей стало нормой. Результатом этого стало значительное повышение качества проведенного ремонта, выполнялись только те работы, которые должные были выполняться, и как следствие был рост эффективности бюджетных расходов.
Представители родительской общественности принимают активное участие в подготовке и проведении традиционных августовских педсоветов, вместе с руководством школ намечая планы на будущее. Да и сами родители, работая в управляющих советах, стали шире смотреть на проблемы, требующие решения, не как рядовые обыватели, а как неравнодушные члены общества с активной жизненной позицией, поэтому они все чаще и чаще по собственной инициативе включаются в реализацию задач и на уровне района, и на уровне округа, и на уровне города.
Сегодня мы говорим о новых возможностях, о  новых результатах для школы. Главными результатами совместной работы Правительства Москвы, коллективов школ и родительской общественности стало повышение качества и доступности образования, результаты работы лучших школ отмечены грантами мэра Москвы в области образования. Не случайно  в Общегородском открытом педагогическом совете  от школ-лауреатов на равных с представителями администрации школ участвовали и председатели управляющих советов. Высокие результаты - это наша общая заслуга.