Когда я посмотрел статистику просмотров видеотрансляции Открытого городского педагогического совета с участием и. о. мэра Москвы Сергея Собянина, то порадовался. Оказалось, что уникальных точек подключения 7565, география подключения - Россия, США, Болгария, Германия, Великобритания, Украина, Италия,  Армения, Швейцария, Чехия, Молдова, Черногория, Белоруссия, Эстония, Швеция, Франция, Голландия, Таиланд, более  80 российских и зарубежных городов.  Поэтому я подумал, что московские журналисты  точно знают о московском образовании, потому что нет такого, чего я бы не знал, а оно размещено в свободном доступе на сайте департамента, не было бы сказано на сайте МДО,  на  еженедельных встречах с журналистами или на традиционных четверговых видеоселекторах, которые транслируются в Интернете. Но тем не менее я подумал, что  нужно рассказать о том, как работала система образования в минувшем учебном году, с чем она пришла к новому учебному году. Мы презентовали доклад Департамента образования «Возможности, результаты и задачи системы образования Москвы», с которым обратились к  системе образования.
 Напомню, что на сегодняшний день система столичного образования включает в себя около трех тысяч образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются свыше 1 млн 380 тыс. человек (это дошкольники, школьники и студенты колледжей) и работают 206 тысяч человек.
Понятно, что как основную цель системы московского образования  мы ставим  создание условий для социальной и образовательной успешности каждого юного москвича. Основные задачи - повышение качества образования, расширение возможности выбора образовательных программ для каждой московской семьи, улучшение  условий труда и повышение привлекательности профессии педагога, развитие государственно-общественного управления  системой образования и повышение информационной открытости системы, повышение эффективности деятельности образовательных учреждений.
Ясно, что для решения этих задач требуется  серьезный ресурс, и финансовый,  и кадровый, и технологический, но без финансового ресурса трудно  и с остальными видами ресурсов.


Информация к сведению

Общий бюджет учреждений Департамента образования:
2010 год - 165,7 млрд рублей,
2011 год - 201,3 млрд рублей,
2012 год - 242,1 млрд рублей.
По этим данным можно сделать вывод, что начиная с 2011 года расходы на систему образования Москвы существенно увеличились. Из всех городских систем это  один из самых крупных приростов бюджета,  поэтому за  счет выделяемых из бюджета Москвы средств  удается выполнить достаточно серьезные работы по укреплению  материальной базы наших  образовательных учреждений, по  их материально-техническому оснащению, проводятся работы по ремонту объектов образования, благоустройству территорий, обустройству спортивных площадок и школьных стадионов.

Информация
к сведению

Виды работ (млрд руб.)
Капитальный ремонт:
2010 год - 1,9,
2011 год - 3,6,
2012 год - 4,1,
2013 год - 4,4.
Текущий ремонт, благоустройство и энергосбережение:  
2010 год - 1,2,
2011 год - 16,6,
2012 год - 17,9,
2013 год - 7,2 + 2,87 (2,87 млрд рублей передано префектурам для проведения  благоустройства территорий  образовательных учреждений).
Поставка учебного оборудования:  
2010 год - 1,2,
2011 год - 5,5,
2012 год - 4,6,
2013 год - 4,0.
Общая экономия по итогам торгов и заключения контрактов составила  1,9 млрд рублей.

За последние три года введены в строй 128 новых современных зданий образовательных учреждений на   25,5 тыс. мест, из них 10445 мест для школьников и 15180 мест для дошкольников.
Рабочие места педагогов и учебные кабинеты оснащены современным оборудованием. С  2011 по 2013 год в школы поставлено 4597 компьютерных классов, 10590 интерактивных досок. Новым была поставка 56934 ноутбуков для учителей-предметников, эту задачу мы понимали так: если хотим внедрять современные методы обучения, то в первую очередь этими способами должен владеть учитель, а без наличия собственного технического устройства он эту задачу решить не сможет.
В рамках реализации пилотного проекта по развитию общего образования в Москве  был осуществлен переход на новую систему финансирования образовательных учреждений и новую систему оплаты труда педагогических работников.  Зарплата педагогов и воспитателей выросла практически одинаково:  средняя заработная плата учителей выросла на 68%, аналогично, на 68%, увеличилась заработная плата воспитателей в первую очередь за счет открытия в школах дошкольных отделений.  Так как  заработная плата - это компетенция самого образовательного учреждения, то никакого искусственного  уравнивания быть не могло, но в результате зарплата увеличивалась на 68 процентов.


Информация
к сведению

Средняя зарплата учителей (тыс. руб.):
2010 год - 39,2,
2011 год - 42,7,
2012 год - 57,6,
2013 год (6 месяцев) - 65,8.
Средняя зарплата воспитателей (тыс. руб.):
2010 год - 25,4,
2011 год - 28,6,
2012 год - 36,
2013 год (6 месяцев) - 42,7.

Не могу  не сказать с удовольствием, что, наверное, и рост средней заработной платы, и появление  современных  условий труда,  и какие-то другие факторы существенно сказались на росте интереса выпускников школ к профессии учителя.
Об этом свидетельствует рост качества знаний у абитуриентов, поступающих в Московский городской педагогический университет.

Информация
к сведению

Средний балл абитуриентов, поступивших в Московский городской педагогический университет по результатам ЕГЭ:
2010 год - 63,
2011 год -  66,
2012 год -  69,
2013 год - 76.

Мы видим, как растут баллы  тех, кто поступает на профессию учителя. Сегодня в МГПУ поступили ребята, у которых средний балл ЕГЭ 76, любой учитель скажет, что это очень высокий балл, то есть нынче в учителя в Москве идут выпускники, находящиеся в верхних рядах  по уровню своих знаний. При этом должен сказать, что у нас будет большая  проблема с последующим трудоустройством   этих замечательных ребят, потому что в Москве  практически нет учительских вакансий.  Я разговаривал со многими директорами, они говорят: как только открывается какая-то вакансия, на нее тут же  приходят от 7 до 12 кандидатов. Трудно будет устраивать учителей, раньше было трудно устраивать детей. Зачастую, помню в 2010-2011 годы, были обращения родителей, которые говорили: «Нашим детям 5-6 лет,  им скоро в школу, а мы  до сих пор не можем устроить их в детский сад».  Сегодня благодаря новым финансово-экономическим и организационным возможностям системы образования Москвы решены одни из самых острых социальных проблем москвичей.
Практически полностью удовлетворена потребность москвичей в устройстве детей в возрасте от 3 до 7 лет в образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования, а  дети из тех дошкольных учреждений, которые вошли в состав школ и стали их дошкольными отделениями,  без проблем  и дополнительных затрат времени переходят  из них в первые классы этих школ.


Информация
к сведению

Очередность (тыс. человек):
2010 год - 25,0,
2011 год - 12,4,
2012 год - 0,25,
2013 год - 0.
Контингент детских садов и дошкольных отделений (тыс. человек):
2010 год - 288,
2011 - 348,
2012 год - 399,
2013 год - 410 (комплектование продолжается).

96 тыс. детей москвичей получили направления для посещения ДОУ в 2013-2014 учебном году.
Сегодня снят необоснованный ажиотаж при записи детей в школы. Мы забыли об этом, и, надеюсь, забыли об этом навсегда. Те родители, которые раньше тратили время на запись в школы, теперь делают это в электронном виде.
Обеспечение права московских детей на общее образование - это:
- введение электронной записи в первый класс (с 15 декабря 2011 года);
-  закрепление  школ за микрорайонами;
- предоставление  возможности выбора школы из всех  имеющихся в микрорайоне;
-  формирование многофункциональных школ для обеспечения доступности наиболее  востребованных населением образовательных учреждений.


Информация
к сведению

Электронная запись в 1-й класс (по состоянию на 23.08.2013 года)
Количество жителей, подавших заявления:
2012-2013 учебный год - 82861,
2013-2014 учебный год - 87755.
Зачислено жителей:  
2012-2013 учебный год -  82050 (99,02%),
2013-2014 год  - 86598 (98,68%).
Зачислено жителей по основному списку, в  том числе переведено из дошкольных отделений:
2012-2013 учебный год -  37031 (45,13),
2013-2014 учебный год - 61263 (70,7%).

Желания москвичей по устройству детей в школы в предстоящем учебном году максимально удовлетворены. Более того, часть родителей в этом году вообще могли не беспокоиться по поводу поступления в 1-й класс, так как дети просто перешли в школу из ее дошкольного отделения.
Такая возможность в следующем учебном году будет у еще большего числа родителей. Количество школ с дошкольными отделениями увеличивается.


Информация
к сведению

Количество школ с дошкольными отделениями:  
01.01.2012 года - 240,
01.01.2013 года - 268,
23.08.2013 года - 412.
Доля школ с дошкольными отделениями:  
01.01.2012 года - 15,4%,
01.01.2013 года - 18,2%,
23.08.2013 года - 30,5%.

Не менее важно для московских семей качество знаний детей, которое своим ученикам обеспечивают московские школы.  При всей многомерности единого государственного экзамена, когда мы говорим об истинных результатах  работы школы, мы должны учитывать и   многие другие вещи. Но пока ЕГЭ наиболее объективная характеристика качества учебных достижений.
 Из года  в год результаты сдачи московскими школьниками ЕГЭ растут. За последние 3 года отмечается улучшение результатов сдачи единого государственного экзамена, растет доля учащихся, которые набирают на ЕГЭ  знаковые 220 баллов. Знаковые 220 баллов потому, что вся статистика показывает: если у выпускника школы  есть 220 баллов по трем предметам, то у него есть возможность поступить по крайней мере где-то в  полсотни московских вузов, которые считаются достаточно хорошими, престижными. Но понятно, что для поступления в топовые вузы на самые топовые специальности нужно больше 220 баллов.  Но если 220 баллов, то уже в Москве выпускник школы без вузовского бюджетного места не останется. То, что сегодня таких ребят у нас более 18 тысяч,  говорит об очень растущем качестве  знаний.


Информация
к сведению

Итоги сдачи ЕГЭ
Количество учащихся, набравших 180 баллов по трем предметам:
2010 год - 21042,
2011 год - 26561,
2012 год - 29800,
2013 год - 35984.
Количество учащихся. набравших 200 баллов по трем предметам:  
2010 год - 13087,
2011 год - 18181,
2012 год - 20921,
2013 год - 27211.
Количество учащихся, набравших 220 баллов по трем предметам:  
2010 год - 6946,
2011 год - 11378,
2012 год - 13276,
2013 год - 18585.
Количество школ, в которых не менее 5 учащихся набрали  220 баллов и более по трем предметам;
2010 год - 359,
2011 год - 570,
2012 год - 656,
2013 год - 930.
Количество школ, в которых не менее 10 учащихся набрали 220 баллов и более по трем предметам:  
2010 год - 223,
2011 год - 399,
2012 год - 418,
2013 год - 602.

Выросла доля учащихся, набравших 220 и более баллов по трем предметам ЕГЭ, от общего числа выпускников, но, что еще важнее, эти результаты становятся достоянием большого круга школ, появляется все большее количество школ, которые обеспечивают немалому количеству учеников высокие результаты.


Информация
к сведению

Доля учащихся, набравших 220 и более баллов по трем предметам по итогам  сдачи ЕГЭ, от общего числа выпускников:
2010 год - 14%,
2011 год - 21%,
2012 год - 24%,
2013 год - 34%.

Выросла доля выпускников, окончивших школы, в которых не менее 5 учащихся набрали 220 и более баллов по трем предметам ЕГЭ.


Информация
к сведению

Доля выпускников, окончивших школы, в которых не менее  5 учащихся набрали 220 и более  баллов по трем предметам по итогам ЕГЭ:
Москва
2011 год - 64,
2012 год -  68,
2013 год - 79.
Центральный округ
2011 год - 84,
2012 год - 84,
2013 год - 90.
Южный округ
2011 год - 60,
2012 год -  67,
2013 год - 85.
Северо-Западный округ
2011 год - 74,
2012 год - 81,
2013 год - 84.
Северный округ
2011 год - 67,
2012год - 70,
2013 год - 83.
Юго-Восточный округ
2011 год - 64,
2012 год - 66,
2013 год - 82.
Западный округ
2011 год - 65,
2011 год - 74,
2013 год - 81.
Юго-Западный округ
2011 год - 71,
2012 год - 68,
2013 год - 80.
Зеленоград
2011 год - 78,
2012 год - 73,
2013 год - 79.
Восточный округ
2011 год - 54,
2012 год - 60,
2013 год - 76.
Северо-Восточный округ
2011 год - 57,
2012 год - 53,
2013  год - 73.
Троицкий и Новомосковский округа
2013 год - 59.

Увеличилась также доля выпускников, окончивших школы, в которых не менее 10 учащихся набрали 220 и более баллов по трем предметам ЕГЭ.


Информация
к сведению

Доля выпускников, окончивших школы, в  которых не менее 10 учащихся набрали 220 и более баллов по трем предметам по итогам сдачи ЕГЭ:
Москва
2011 год - 43,8,
2012 год - 48,8,
2013 год - 61,5.
Центральный округ
2011 год - 71,1,
2012  год - 71,4,
2013 год - 85,3.
Северо-Западный округ
2011 год 51,5,
2012 год - 62,3,
2013 год  - 77,9.
Северный округ
2011 год - 42,1,
2012 год - 51,6,
2013 год - 66,5.
Южный округ
2011 год - 36,1,
2012 год - 48,6,
2013 год - 63.
Зеленоград
2012 год - 62,
2012 год - 43,6,
2013 год - 62,3.
Западный округ
2011 год - 40,2,
2012 год - 50,1,
2013 год - 61,7.
Юго-Восточный округ
2011 год - 37,6,
2012 год - 42,7,
2013 год - 61,5.
Юго-Западный округ
2011 год - 51,4,
2012 год - 48,8,
2013 год - 61,2.
Троицкий и Новомосковский округа
2013 год - 58,6.
Восточный округ
2011 год - 37,2,
2012 год - 39,6,
2013 год  - 53,4.
Северо-Восточный округ
2011 год - 39,5,
2012 год - 32,3,
2013 год - 50,6.

Выросла доля выпускников, успешно сдающих ЕГЭ по обязательным предметам (то есть набирающих 63 и более баллов):
 по русскому языку - с 51,9% в 2010 году до 71,7% в 2013 году.


Информация
к сведению

Доля выпускников, набравших 63 и более баллов  по русскому языку по итогам сдачи ЕГЭ:
Москва
2011 год - 62,7,
2012 год - 64,8,
2013 год - 71,7.
ЦАО
2011 год - 72,5,
2012 год - 72,7,
2013 год - 79,9.
СЗАО
2011 год - 67,0,
2012 год - 67,9,
2013 год - 74,3
ЗАО
2011 год - 59,4,
2012 год - 64,6,
2013 год - 73,4.
ЮЗАО
2011 год - 63,6,
2012 год - 66,3,
2013 год - 72,0.
ЮАО
2011 год - 62,0,
2012 год - 64,8,
2013 год - 71,2.
САО
2011 год - 62,7,
2012 год - 65,3,
2013 год - 70,8.
ВАО
2011 год - 61,5,
2012 год - 64,1,
2013 год - 70,3.
СВАО
2011 год - 62,1,
2012 год - 62,0
2013 год - 68,5.
ЮВАО
2011 год - 57,6,
2012 год - 61,3,
2013 год - 68,1.
ЗелАО
2011 год - 63,2,
2012 год - 65,3,
2013 год - 66,3.
ТиНАО
2013 год - 55,0.

В 2010 году доля выпускников, набравших 63 и более баллов по русскому языку  по итогам сдачи ЕГЭ, составила  51,9%.
По математике доля выпускников, которые набрали 63 и более баллов, возросла   с 16,4% в 2010 году до 44,4% в 2013 году.
 

Информация
к сведению

Доля выпускников, набравших 63 и более баллов по итогам сдачи  ЕГЭ по математике:
Москва
2011 год - 26,0,
2012 год - 23,4,
2013 год - 40,4.
ЦАО
2011 год - 30,0,
2012 год - 26,9,
2013 год - 43,9.
ЮАО
2011 год - 25,9,
2012 год - 24,4,
2013 год - 42,4.
ЗАО
2011 год - 22,2,
2012 год - 24,0,
2013 год - 42,3.
ЮЗАО
2011 год - 26,1,
2012 год - 24,3,
2013 год - 40,8.
СЗАО
2011 год - 29,0,
2012 год - 24,7,
2013 год - 40,3.
ЮВАО
2011 год - 24,5,
2012 год - 21,6,
2013 год - 39,9.
САО
2011 год - 26,1,
2012 год - 22,0,
2013 год - 39,5.
СВАО
2011 год - 26,8,
2012 год - 21,7,
2013 год - 37,5.
ВАО
2011 год - 24,4,
2012 год - 21,Ю5,
2013 год - 37,1.
ЗелАО
2011 год - 27,3,
2012 год - 25,4,
2013 год - 34,4
ТиНАО
2013  год - 32,3.

В 2010 году доля выпускников, набравших 63 и более баллов по математике  по итогам сдачи  ЕГЭ по математике, составила 16,4%.
Понятно, что в школах, где много выпускников, получивших высокие баллы ЕГЭ, создана довольно серьезная учебная атмосфера, и их результаты становятся не одиночными, а   уже более или менее массовыми.
Должен сказать, что, к сожалению, не без влияния учительства московские выпускники очень экономны при выборе  экзаменов по другим предметам. Подчас они решают так: мне три экзамена достаточно, и больше ничего не нужно. Хотя известно, что даже если выпускник не очень удачно сдает экзамен по выбору, это  ничего не портит в его жизни, в его аттестате, а вот если сдаст удачно, у него появляется лишний шанс. В этом году мы очень много имели обращений выпускников, которых кто-то уговорил не сдавать лишние экзамены. Когда они начали выбирать вуз и  поняли, что им нужны физика, химия, другие предметы, то просили дать им возможность сдать ЕГЭ по этим предметам во второй волне.
 Мы видим из статистики, что пока крайне низкой остается доля выпускников, изъявляющих желание сдавать ЕГЭ по предметов по выбору и демонстрирующих хорошие результаты (то есть набирающих более 63 баллов), поэтому главная наша задача на следующий период - повысить по каждому предмету, по которому есть выбор, желание ребят изучать эти предметы, возможность изучать и показывать высокие  результаты.  На то, что такая возможность у московских выпускников есть, и немаленькая,  что есть  огромный резерв для решения этой проблемы, указывают массовые высокие результаты московских школьников в предметных олимпиадах. Нет предмета, по которому они плохо бы выступали на олимпиадах. Слава богу, с каждым годом они выступают все лучше и лучше. Еще более важно, что все большее количество школ имеют своих учеников, которые добиваются успеха на  олимпиадах.
Во всех школах созданы управляющие советы, которые наделены реальными полномочиями по распределению и контролю расходования бюджетных средств, обеспечению условий для организации учебного процесса, организации питания. Во многих округах города Москвы началось активное движение по созданию органов государственно-общественного управления образованием на уровне микрорайонов, районов и округов.
С учетом развития в городе государственно-общественного управления Департамент образования принял решение делегировать органам государственно-общественного управления право согласования кандидатов на должность руководителя образовательного учреждения, расширяются информационная открытость и прозрачность системы образования Москвы. Теперь департамент не будет назначать на должность директора ОУ человека, которому отказывает в согласовании  общественная структура управления на уровне района, микрорайона или округа.
Обеспечение прозрачности и открытости системы образования достигается с помощью  сайтов образовательных учреждений, окружных управлений образования и Департамента образования, электронного сервиса «Обращения граждан», систематического освещения деятельности  системы образования в СМИ, еженедельных встреч с журналистами и еженедельных совещаний  в режиме видеоселектора с трансляцией в сети Интернет, взаимодействия с Московским городским  экспертно-консультативным советом родительской общественности, с  межведомственными и общественными советами по направлениям деятельности системы  образования. Не было бы смысла открываться, если система образования работала хуже. Улучшение работы педколлективов дает нам возможность открывать все больше и больше  аспектов этой работы, а открытость  мотивирует всю систему на достижение более высокого качества.
Приоритетная задача системы образования города Москвы на новый учебный год - дальнейшее расширение возможностей всех московских обучающихся для развития разнообразных способностей и достижения многообразных высоких результатов. Механизмы реализации  этой приоритетной задачи - расширение использования современных информационных  технологий и привлечение  социокультурных и интеллектуальных ресурсов Москвы, в том числе федеральных вузов;  обеспечение многообразия выбора образовательных  программ для максимальной реализации  интеллектуального и творческого потенциала московских  детей по месту жительства; развитие системы государственно-общественного управления образованием (создание советов микрорайонов, районов, округов по вопросам образования).
Возможности столичной системы образования самые широкие, и мы надеемся, что результаты школьников Москвы будут адекватны этим возможностям.