Попав впервые в Англию в 1987 году (спасибо перестройке!), я поразилась накалу страстей, которые наблюдались вокруг законопроекта об образовательных стандартах - в газетах, на телевидении, школах и вузах шли обсуждения, кипели споры, доходящие иногда до оскорбления «инакомыслящих». В стране впервые с 20-х годов ХХ века вводились обязательные для всей страны дисциплины. Конечно, и до этого были предметы, которые все школы должны были преподавать, - всего четыре: английский язык (с литературой), математика, религия и физкультура. На мой вопрос, а как же история, естественные науки, отвечали: конечно, они преподаются, а регулируются требованиями, изложенными в экзаменационных программах. Эти программы экзаменов (конечно же, аналог ЕГЭ, других экзаменов я в зарубежных странах не видела) составлялись комитетами, в состав которых входили педагоги, ученые-предметники, опытные учителя.
И вот свершилось. Законопроект стал в 1988 году Законом об образовании и ввел десять обязательных для всех школ предметов. Причем, чтобы недолго думать и никого не обидеть, на каждый отводилось по 10% учебного времени. Опять поднялась буря - в прессе писали, что это давление государства на школы, что они сами знают, как выстроить содержание образования, что это отход от демократии, что предметы не равноценны. Тем не менее после ряда исправлений (процентное разделение убрали) стандарты прижились, каждые 5-7 лет они пересматриваются. И вот в 2013 году предлагаются новые - имеющие вид учебных программ по основным предметам. После публикации проекта стандартов и его общественного обсуждения они должны быть введены в школах с 2014 учебного года.
Что же в них интересного для российских педагогов?
Предметов в новом образовательном стандарте двенадцать: три предмета «ядра» - английский язык, математика и естествознание, а также история, география, граждановедение, иностранные языки, информатика, технология, искусство и дизайн, музыка, физкультура. Религия не включена в стандарт, но является обязательной в соответствии с другим законом. В документе лишь содержится упоминание, что в каждой школе должны быть созданы условия для изучения религии и ежедневной молитвы.
Время, отводимое на каждый предмет, не указывается, но в какой-то степени регламентируется отдельными документами. Три предмета «ядра» являются, скорее, предметными областями - английский язык включает литературу, математика, в которую входят арифметика, алгебра и геометрия, а также естествознание в начальных классах и естественные науки в средней, включающие биологию, физику и химию. Обращает на себя внимание, что три естественно-научные дисциплины изучаются последовательно, а если внимательно посмотреть на учебные программы, то можно увидеть, что темы в них представляют основные разделы естественных наук с акцентом на их практическом применении, второстепенный, с точки зрения ученых и педагогов, материал не включается.
Граждановедение является новым предметом, он был введен в 2004 году. Помимо знаний и умений, необходимых для ответственного гражданина, развивается финансовая грамотность - умение управлять своими каждодневными финансами и планировать расходы.
Наибольшие споры разгорелись вокруг изменений в преподавании истории. Англия, которая ранее не уделяла такого большого внимания патриотическому воспитанию, как, например, США, делает теперь акцент на укреплении национальной идентичности. Увеличивается объем материала, посвященный истории Британии, за счет сокращения времени на изучение всемирной истории. Предлагается выбрать 200 британских деятелей, таких как Ньютон, Фарадей, Черчилль и другие, оказавших наиболее значительное влияние на развитие страны; их должны знать все школьники.
Последние два года полной средней школы - 12-й и 13-й годы обучения - являются необязательными, в них ведется не просто дифференцированное, а весьма специализированное обучение, готовящее к поступлению в вуз того или иного профиля, с тремя-четырьмя предметами для изучения. Стандарты для этой ступени не разрабатываются, школы используют для преподавания экзаменационные программы.
Не перенимая бездумно зарубежного опыта и не насаждая его в отечественных школах, думается, что российским педагогам важно ознакомиться со стандартами и организацией образования в других странах не только для того, чтобы почерпнуть отдельные позитивные наработки, но и понять наше место во всемирном процессе развития образования.

Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ, кандидат педагогических наук