Для повышения эффективности организации подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии логичным показалось распределить материал для повторения по разделам согласно спецификации КИМов ЕГЭ. На консультациях повторяем теоретический материал, а закрепление - прорешивание тестовых заданий, соответствующих частям А и В КИМов ЕГЭ, - происходит самостоятельно, дома, в удобное для учеников время. Для этого на персональном сайте учителя была создана страница онлайн-тестирования, на которой размещены проверочные тесты и тесты-тренажеры (http://bio-kl.ucoz.ru/index/11_klass/0-53).

адачи:
- ознакомить учащихся со структурой материалов по биологии, проверяемых в ходе ЕГЭ;
- сформировать и закрепить навыки работы с разнообразными тестовыми заданиями: с выбором правильного утвердительного ответа; с выбором правильного отрицательного ответа; на соответствие; на последовательность; на узнавание биологических объектов;
- организовать процесс самоконтроля и самообразования учащихся.

Обоснование использования ИКТ
При создании сборника тестов и тестов-тренажеров для онлайн-тестирования использовались возможности ресурса Ucoz, которые образовательные сайты могут использовать бесплатно, и свободно распространяемое программное обеспечение для создания HTML-документов Hot Potatoes Version 6.3.
Система ссылок создает удобную и понятную навигацию по разделам сборника. По завершении тестирования испытуемый получает информацию о набранном количестве баллов. Эта информация сохраняется и на сайте и доступна учителю, что позволяет организовать индивидуальное консультирование учащихся по «западающим» разделам.
Текстовая информация ряда тестов-тренажеров подкреплена визуально соответствующими графическими объектами, что повышает интерес школьников к программе и соответствует психологическим особенностям восприятия и запоминания нового.

Область применения. Сборник тестов и тестов-тренажеров онлайн-тестирования на персональном сайте учителя предназначен для организации дистанционной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии. Также тесты могут быть использованы педагогами при промежуточном и итоговом контроле по соответствующим темам учебного курса биологии, при организации повторения пройденного материала и т. д.
Содержание сборника
Тесты (соответствуют части А КИМов ЕГЭ) (http://bio-kl.ucoz.ru/index/11_klass/0-53):
Блок 1. Биология как наука. Методы научного познания.
Блок 2. Клетка как биологическая система:
2.1. Современная клеточная теория.
2.2. Многообразие клеток: прокариотические и эукариотические клетки.
2.3. Химический состав клетки.
2.4. Строение клетки.
2.5. Обмен веществ и превращение энергии.
2.6. Генетическая информация в клетке. Матричный характер биосинтеза.
2.7. Клетка - генетическая единица живого. Митоз. Мейоз. Гаметогенез.
Блок 3. Организм как биологическая система.
3.1. Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы и гетеротрофы; вирусы.
3.2. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения.
3.3. Онтогенез и присущие ему закономерности.
3.4. Генетика, ее задачи. Основные генетические понятия.
3.5. Закономерности наследственности. Законы Г.Менделя, Т. Моргана. Генетика пола.
3.6. Закономерности изменчивости. Ненаследственная и наследственная изменчивость.
3.7. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека.
3.8. Селекция, ее задачи и практическое значение. Методы селекции.
3.9. Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование.
Блок 4. Система и многообразие органического мира.
4.1. Многообразие организмов. Основные систематические категории.
4.2. Царство бактерий: строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе.
4.3. Царство грибов: строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе; лишайники.
4.4. Царство растений: строение, жизнедеятельность и размножение.
4.5. Многообразие растений; основные отделы; классы покрытосеменных; значение.
4.6. Царство животных: характеристика; беспозвоночные животные.
4.7. Хордовые животные: характеристика основных классов; роль в природе.
Блок 5. Организм человека и его здоровье.
5.1. Ткани. Системы органов пищеварения, дыхания, выделения.
5.2. Опорно-двигательная, покровная, кровеносная системы. Размножение и развитие.
5.3. Внутренняя среда. Иммунитет. Обмен веществ. Витамины.
5.4. Нервная и эндокринная системы.
5.5. Анализаторы. ВНД. Сон.
5.6. Гигиена и здоровый образ жизни.
Блок 6. Эволюция живой природы.
6.1. Вид. Популяция. Микроэволюция. Видообразование.
6.2. Развитие эволюционных идей. Формы естественного отбора.
6.3. Доказательства и результаты эволюции.
6.4. Макроэволюция. Направления эволюции.
6.5. Происхождение человека.
Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности.
7.1. Среды обитания организмов. Экологические факторы.
7.2. Экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты.
7.3. Разнообразие экосистем. Саморазвитие экосистем. Агроэкосистемы.
7.4. Биосфера. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
7.5. Глобальные изменения в биосфере.

Тесты-тренажеры на выявление соответствий и последовательностей (соответствуют части В КИМов ЕГЭ) (http://bio-kl.ucoz.ru/index/11_klass/0-53):
Блок 1. Биология как наука. Методы научного познания.
Раздел 1.1. Биология как наука, методы познания живой природы.
Раздел 1.2. Уровневая организация жизни.
Блок 2. Клетка как биологическая система.
Раздел 2.4. Строение клетки. Клеточные органоиды: тест-тренажер на узнавание клеточных органоидов.
Блок 3. Организм как биологическая система.
Раздел 3.5. Закономерности наследственности. Взаимодействие генов.
Блок 4. Система и многообразие органического мира.
Раздел 4.1. Основные систематические категории.
Раздел 4.4. Строение растительного организма.
Раздел 4.5. Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных.
Раздел 4.7. Хордовые животные. Характеристика основных классов.
Блок 5. Организм человека и его здоровье.
Раздел 5.1. Ткани организма человека.
Раздел 5.3. Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Обмен веществ и энергии. Витамины. Внутренняя среда организма человека.
Раздел 5.4. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция.
Блок 6. Эволюция живой природы.
Раздел 6.1. Видообразование.
Раздел 6.4. Макроэволюция. Усложнение животных в процессе эволюции.
Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности.
Раздел 7.2. Цепи питания.

Результативность применения сборника онлайн-тестирования
Об эффективности применения данной разработки говорят результаты сдачи ЕГЭ по биологии моими учениками. В 2012 году экзамен сдавали 8 человек. Двое из них показали лучшие результаты в районе - 79 и 76 баллов соответственно. Средний балл по образовательному учреждению составил 61,88, что выше районного - 47,96 и выше краевого - 51,42.

Адрес сайта: http://bio-kl.ucoz.ru.
Адрес сборника: http://bio-kl.ucoz.ru/index/11_klass/0-53.

При составлении сборника онлайн-тестирования использованы материалы:
1. Н.А.Богданов. ЕГЭ 2011. Биология. Типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2011. - 159 с.
2. Г.И.Лернер. ЕГЭ 2010. Биология: сборник заданий. - М.: Эксмо, 2010. - 304 с.
3. Демонстрационные варианты КИМов ЕГЭ 2002-2012 г.
4. В.Н.Фросин, В.И.Сивоглазов. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 211 с.
5. ЕГЭ-2012. Биология: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ под ред. Г.С. Калиновой. - М.: Национальное образование, 2011. - 112 с.
6. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012: Биология/ авт.-сост. Е.А.Никишова, С.П.Шаталова. - М.: АСТ: Астрель, 2012. - 158 с.
7. Собственные контрольно-измерительные материалы.

​Олег ПИЛИПЕНКО, учитель биологии Ключевской средней школы Алтайского края, победитель XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»