Появление в семье ребенка - одна из самых больших радостей жизни. Уход за малышом требует времени и сил, но эти заботы приятны и приносят удовлетворение. Однако все складывается иначе, когда ребенок рождается с отклонениями в развитии. Родители бывают подавлены, выбиты из колеи. Первая реакция на поставленный диагноз - ощущение вины, затем мысль о незаслуженности  случившегося: «Почему именно у меня?» Тревога за будущее: «Что же будет с моей семьей, с моим ребенком?» Не так легко принять создавшуюся ситуацию.
Заботливые родители, которые внимательно относятся к своему ребенку, начинают понимать, что-то с их чадом не так, не к первому классу, а гораздо раньше. К 6 годам отставание от сверстников в интеллектуальном развитии становится уже очевидным: скудная речь, бедность словарного запаса, подчас даже неумение держать в руках карандаш... Увы, не только учителя, но и сами родители сознают, что их наследник просто не справится с программой средней общеобразовательной школы. Таких деток направляют в специализированную, так называемую коррекционную школу.

В коррекционную или обычную?
Итак, обычная средняя школа не зачисляет вашего ребенка и направляет на ПМПК - психолого-медико-педагогическую комиссию, которая должна решить его дальнейшую судьбу - в коррекционной школе какого вида ему обучаться. Существуют коррекционные школы VII вида - для детей с ослабленным слухом и имеющих отставание в речевом развитии. Бывают коррекционные школы VIII вида, где обучаются дети с легкой и глубокой умственной отсталостью. В свою очередь в школах VIII вида есть классы для более и менее способных деток. Последних называют детьми «со сложной структурой дефекта», за 9 лет учебы учителя должны их научить только читать, писать и считать,  не более.
Первая реакция родителей на отказ и направление обучаться в коррекционной школе - это гнев, возмущение и злоба, смешанная с обидой. В этот момент родительские амбиции часто возвышаются над здравым смыслом. «Мы-то нормальные! - рассуждают мать и отец. - Почему наш ребенок должен учиться в школе для УО?» Но когда проходит первый гнев, затихают обида и боль, приходит трезвое понимание ситуации. Да, мой ребенок не в силах учиться в обычной общеобразовательной школе, потому что не справится с программой в силу своих индивидуальных особенностей развития: он быстро утомляется, часто простывает, и у него имеется непростой медицинский диагноз.
Каждый человек - индивидуальность, а в случае с особыми детьми индивидуальных особенностей еще больше. Главное - все эти дети имеют настолько несхожие проблемы (психологические, медицинские и проч.), а перспективы развития порой настолько сложно прогнозировать, что давать читателю однозначные советы просто невозможно. И тем не менее советую родителям «особых» детей: постарайтесь сначала все-таки начать обучение в обычной образовательной школе.
Никто не знает, как станет развиваться первоклашка: быть может, поначалу будет отставать от сверстников, а потом постепенно наверстает. Словом, отдавайте в обычную школу, что бы  вам ни советовали! Помните: все советы врачей, психологов и педагогов для вас не более чем рекомендации. На вашей стороне Конституция РФ: «Каждый человек без каких-либо исключений имеет право на образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования» (статьи 7, 43 Конституции РФ). Рассуждайте по принципу «поживем - увидим»! Если через год-два обучения ваш ребенок будет явно отставать от ровесников и не успевать по всем предметам,  коррекционная школа от него никуда не денется, туда попасть он всегда успеет. А вот наоборот - едва ли.
Бывает и по-другому. Ребенку очень трудно дается учеба. Однако родители, невзирая на умственные возможности ребенка, все-таки оставляют его учиться в обычной школе. Да, по закону он имеет право в ней учиться. И ни учитель, ни школьный врач не вправе требовать справку из психиатрического диспансера и даже пытаться выяснять диагноз. Знайте, что согласно статье 5 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 года вы можете не называть диагноз ребенка, так же как другие не вправе требовать от вас его оглашения. Однако если одноклассники вашего чада уже изучают «Войну и мир», а сам он все еще читает по слогам  (в буквальном смысле!),  не лучше ли все-таки отдать его в коррекционную школу? Возможно, в обычной общеобразовательной школе он научится писать и читать, но остальная информация пройдет для него мимо. Потому что ребенок с серьезным медицинским диагнозом подчас усваивает информацию намного медленнее здоровых сверстников. Что толку, что в обычной школе ребенок будет сидеть, как овощ?..
Очевидный плюс коррекционных школ - в каждом классе от 7 до 14 учеников. Наполняемость более 14 детей считается нарушением, такой класс обязаны поделить пополам и выделить еще одного педагога. Чем меньше детей, тем больше внимания каждому. С учениками работают не обычные учителя, а педагоги-дефектологи, которых специально обучают в вузах работать с детьми, имеющими непростые медицинские диагнозы. Такие преподаватели знают, как найти ключик к самому сложному ребенку. В коррекционных школах особое внимание уделяется развитию речи. С детьми занимаются логопеды, причем с особо сложными детьми - индивидуально. Психологи работают с учениками и при необходимости дают консультации родителям. Для коррекционных школ разработаны специальные учебники. Там щадящая программа, не такие сложные задачи и упражнения, так как «особые» дети быстро утомляются, имеют проблемы с концентрацией внимания. Темпы подачи нового материала в коррекционной школе замедлены.
Как я работаю
В Уртамской школе-интернате обучаются дети из детских домов, часть из неблагополучных семей, по рекомендации медико-педагогической комиссии, есть дети из полных благополучных семей.
Внутренний мир больного ребенка - это мир человека с израненной душой. Моя цель, цель педагога детского дома - залечить эти раны в душе ребенка и выпустить детей в жизнь здоровыми, физически развитыми, способными к систематическому умственному и физическому труду, умеющими найти себя в жизни.
Главная моя задача - создать отношения доброжелательности, взаимопомощи, взаимоответственности между детьми. Стараюсь уважать права детей, помогаю им правильно пользоваться ими. Основные права детей - право на свободное время, на добровольное участие в коллективной деятельности, на общение, на участие в решении внутренних вопросов класса и всего детского дома.
В прошлом учебном году я была классным руководителем 8-го класса. В моем классе 13 воспитанников, из них 4 девочки и 9 мальчиков. У девяти человек родители лишены родительских прав. 4 ребенка из благополучных семей. Возраст детей - от 13 до 15 лет. К каждому нужен индивидуальный подход. Поэтому в воспитательной работе опираюсь на самоуправление, наставничество: взрослые дети обучают детей помладше. Работу начинаю с привития навыков личной гигиеной, учу трудолюбию. Создан актив класса.
Большое внимание в своей работе уделяю развитию у детей познавательной деятельности. Консультации психологов, логопеда, медицинских работников, социального педагога помогают мне планировать и проводить коррекционную работу с каждым воспитанником.
Умственное развитие детей - важнейшая составная часть общего психического развития, подготовка к будущей жизни, один из ведущих показателей профессиональной пригодности.
Удовлетворительные знания большинства воспитанников класса я объясняю тем, что уровень интеллектуальных возможностей низкий, имеются проблемы со здоровьем.
Результаты проверки техники чтения показывают, что она у детей низкая, часто не соответствует их возрастному уровню. Для решения этой проблемы регулярно провожу час чтения, на котором использую книги писательницы из Томска Валентины Анатольевны Чубковец. Уже многие годы мы сотрудничаем с этим человеком и воспитываем  подрастающее поколение на ее рассказах. Ее коллекция книг в нашей школьной библиотеке  занимает не одну полку,  что и позволяет привлечь детей к посещению библиотеки, заинтересовать чтением. Эта работа приносит свои плоды, видна положительная динамика техники чтения.

Без ошибок и перегрузок
Проблема, над которой я работаю, - «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в условиях специальной (коррекционной) школы VШ вида».
Русский язык и чтение - серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, потому мне, как учителю, приходится уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Большое значение имеет организация урока. Строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, но и провести фонетический, лексический разборы.
Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие и игровые задания. Последнее  необходимый элемент на каждом уроке. Такие задания способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов работ, а контрольные и зачетные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
Программой по русскому языку в специальных (коррекционных) школах VIII вида для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами.  Одна из главных задач учителя - научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным  задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.
У каждого учителя складывается определенная система занятий по усвоению правописания словарных слов. Мне хотелось бы поделиться своим опытом такой работы.
При изучении любого слова с непроверяемым написанием прежде всего, если это возможно, загадываю загадку или показываю картинку. Затем объясняю значение слова. После этого хором читаем слово по слогам, ставим ударение и называем букву, которую нужно запомнить. Затем показываю, как надо это слово написать безотрывно на доске, а дети следят. Далее дети пишут это слово в тетрадях медленно, красиво, безотрывно. Ставят ударение, подчеркивают непроверяемую гласную, проводят звукобуквенный анализ. Предлагаю детям найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив слова.
Например: бЕреза~бЕлая, или нарисовать к безударной гласной ассоциативный образ: кОраблъ, гОрОх. После этого дети составляют с этим словом предложения или словосочетания, лучшие из которых записываются.
Работа над каждым словом из словаря непосредственно связана с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, в связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты - отрывки из художественных произведений.
Диктанты
Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты.
Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.
1. Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.
2. Картинный диктант:
1) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;
2) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения;
3) учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставя знак ударения.
3. Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный).
Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:
 1) записать в первый столбик слова - названия животных, во второй слова - названия растений;
 2) записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную «е», во второй - гласную «о», в третий - гласную «а»;
 3) выписать только слова из словаря: «Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На грядке сорвать неплохо крупный красный помидор! Пробежишься огородом - съешь морковку мимоходом!» (Е.Трутнева)  
4. Диктант с использованием загадок.
Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.
 5. Диктант по памяти:
- записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, топор, лопата);
- записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву «е».

6.  Диктант с  комментированием.
Учитель называет слово из словаря или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.

7. Творческий диктант.
Заменить развернутое определение одним словом. Например:
    четвертый день недели (четверг);
    прием пищи в середине дня (обед);
    плод яблони (яблоко);
    помещение для торговли чем-нибудь (магазин).
Проверка может сопровождаться объяснением правильности написанных слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек.

Упражнения с трудными словами
Можно предложить учащимся и другие виды упражнений, способствующих осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речевой практике. Вот некоторые их них:
1. Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком из них говорится о сирени как о кустарнике, в каком - о сирени как цветке этого растения?
    Сирень посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом.
    Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нем сирень.

2. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.
- Вот и лето подоспело - земляника покраснела.
- Земляничка, земляничка - красненькая невеличка, беленький цветочек,  тройной листочек.
- Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.

3. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик) которые соответствуют следующим значениям:
- молодая осина;
- осиновый лес;
- гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.

4. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофер.

5. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из словаря:
- Сапоги, ботинки - это обувь, а …, … - это одежда.
- Заяц, …, … - это звери, а …, … - это птицы.
- Морковь, … - это овощи.
Все вышеуказанные виды заданий и приемов позволяют заинтересовать учащихся работой над словом, у них накапливается словарный запас, формируется навык написания и правильного употребления трудных слов. Эта работа положительно влияет на развитие учеников коррекционных школ.

Другие приемы работы
Русский язык - богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни. Их можно объединить в словарь мудрых мыслей. Мои ученики завели такой «Словарь...» и делают в нем различные записи:
«Кто жаден до еды, тот дойдет до беды»;
«По яблоку в день - и доктор не нужен»;
«Ешь просто - доживешь лет до ста»;
«Здоров на еду, да хил на работу»;
«Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест».
Два года я работала над темой по самообразованию «Фразеология», хотя в программе коррекционной школы это не запланировано. Начиная с конца 5-го и до 9-го класса я практически ежедневно ввожу на уроках фразеологические обороты, подбирая их к темам занятий. Результат очевиден. Дети с удовольствием вычленяют их из речи, из прочитанных книг, много рассуждают по поводу их возникновения и значения.
В прошлом учебном году на этом же основании стала использовать на уроках чтения при изучении программного материала притчи. Они слушаются как сказки, обсуждаются с опорой на собственный, хоть и небольшой жизненный опыт. Притчи поучительны, дети стараются понять их смысл и сделать для себя выводы. Подключается и речь, развиваются мышление, память.

Здоровьесбережение
Без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка не обойтись, так как они в свою очередь работают на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Стремлюсь вызывать положительное отношение к предмету.
Доброжелательный и эмоциональный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих технологий. Конечно, это все требует больших затрат времени, душевных сил и эмоциональной нагрузки.
Наиболее эффективны целенаправленные мероприятия по профилактике заболеваний и сохранению здоровья во второй половине дня:
1. «Что такое здоровье».
2. «Режим и здоровье».
3. «Чистота - залог здоровья».
4. «Первая медицинская помощь».
Спортивные игры, прогулки на свежем воздухе, спортивные кружки и секции. Эта работа ведется постоянно совместно с медицинскими работниками школы. Привитие культурно-гигиенических навыков, интереса к спорту, закаливающие процедуры, активные прогулки на свежем воздухе позволяют укрепить здоровье детей. На классных часах веду пропаганду здорового образа жизни. За последнее время проведены следующие занятия: «Курить - здоровью вредить», «Курильщик - сам себе могильщик», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактика травматизма», беседы с мальчиками и девочками «О тебе», «Мальчик, юноша, мужчина», «Гигиена полости рта и профилактика кариеса» и т. д.
Дети участвуют в соревнованиях районного и областного, всероссийского и международного уровней. Они неоднократно становились победителями  соревнований. Спорт в нашей школе - это лучший лекарь для ребенка. Дети с диагнозами ДЦП, астма, бронхит буквально излечиваются от этих недугов. Занятость в кружках и секциях позволяет снизить количество правонарушений.

Жить интересно!
Важно заботиться о том, чтобы часы, свободные от учебы, заполнялись детьми разумно, интересно, полезно. И это в значительной мере зависит от меня, классного руководителя, моего умения увлечь детей интересными делами, предоставить каждому возможность наиболее ярко проявить себя, реализовать свои способности. В школе созданы для этого все условия, есть целая сеть кружков, секций, клубов по интересам.
Благодаря дополнительному образованию дети класса постоянные участники областных конкурсов и фестивалей: «Письма Деду Морозу», детского рисунка «Юный друг пожарного», литературного конкурса «Молодая капель», «Строки, опаленные войной», «Пушкин глазами детей», тимуровского движения «От сердца к сердцу», регулярно участвуют в конкурсах поделок из природного материала.
Ребята не пропускают ни одного творческого конкурса в стенах школы. Регулярно принимают участие в областных творческих конкурсах и фестивалях «Мой дом - моя страна», «Театр без границ», где становятся призерами.
В течение многих лет у меня сложилась определенная система, с помощью которой ребенок постепенно входит в мир театра. Для одних детей театр - это избавление от неуверенности, застенчивости, для других - выработка умения контролировать свои эмоции, поведение. Дети учатся понимать друг друга, поддерживать в нужных ситуациях. Немаловажную роль играет расширение словарного запаса, дети учатся говорить четко, ясно, выразительно. Как правило, в классе всегда есть ребята, которым трудно дается учеба. Они не пользуются авторитетом у одноклассников, да и у учителей тоже. И вот такой ученик выходит на сцену и совершенно неожиданно открывается нам как талантливый артист. Как важно дать ему возможность испытать радость успеха!
С первых дней появления ребенка в классе прививаю ему навыки самообслуживания. Все старшие девочки умеют вязать, шить, стирать. Мальчики ремонтируют мебель, изготавливают хозяйственный инвентарь (лопаты, швабры и т. д.).
Поощряю совместный труд старших и младших. У старших воспитанников формируются чувство ответственности, заботливое отношение к маленьким, терпение, выдержка.
В летнее время дети активно участвуют в ремонте помещения детского дома, работают на огороде. Ребята вскапывают участок, делают грядки, участвуют в посадке семян овощей, пропалывают, поливают. Осенью они видят результат своего труда.
Наш детский дом имеет собственное подсобное хозяйство. Подсобные хозяйства создаются и развиваются для улучшения организации питания воспитанников, их социально-трудовой  реабилитации  и  адаптации, организации допрофессиональной подготовки. Многие  могут подумать, что это эксплуатация детского труда. Но могу смело сказать, что труд делает нашего воспитанника ответственным и самостоятельным.
Проводится работа по формированию сплоченного коллектива, выработке у детей положительных качеств характера и житейских навыков, подготовке к самостоятельной жизни. Работа ведется по направлениям:
- воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- формирование экологической культуры;
- воспитание трудолюбия;
- эстетическое воспитание;
- физкультурно-оздоровительное воспитание.
В своей работе использую различные формы проведения классных часов. Игры, конкурсы, праздники не только источник положительных эмоций, но и мощный воспитательный фактор, своеобразная подготовка к жизни, помогающая воспитать волю, упорство, находчивость, навыки общения. Детские праздники требуют максимума дисциплины, ума, энергии, самостоятельности, превращаясь иногда в напряженный труд, в препятствие, преодолев которое, ребенок получает массу радости и удовольствия.
Именно  праздники позволяют раскрыть творческие способности детей, давая возможность им почувствовать себя настоящими артистами, проявить свои таланты в музыке, танце, драматическом искусстве.
В педагогике и психологии есть общепринятые принципы, но наши дети особые. А поэтому считаю очень важным:
1)    учитывать все нюансы психического и физического развития каждого ребенка;
2)    заметить искорку таланта и не дать ей угаснуть;
3)    суметь встать вровень с каждым из ребят;
4)    уметь по-настоящему проникнуться проблемами любого ребенка;
5)    только искренняя любовь и уважение должны стать основными условиями принятия решения;
6)    готовя ребенка к самостоятельной жизни, надо дать ему как можно больше не только  теоретических, но и практических навыков и умений.
Уделяю особое внимание работе с «трудными» детьми. В классе нет детей, стоящих на учете в комиссии по профилактике правонарушений в детском доме. Это работа всего педагогического коллектива приносит положительный результат.
Я считаю, что, совершенствуя свое педагогическое мастерство путем самообразования, обмена опытом с коллегами, посещения мероприятий, уроков, сотрудничества с социальными партнерами,  я смогу решать более сложные проблемы, возникающие в процессе обучения и воспитания. Для меня сегодня особенно важно подготовить учеников к самостоятельной жизни.
Нужно всегда помнить, что рядом с нами живые дети со сложными судьбами, а завтра они станут взрослыми, частью нашего общества.

​Ольга РАЙШ, учитель русского языка и чтения Уртамской  специальной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида Томской области, победитель VIII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»