Острота постановки вопросов на конференции у руководителей и заместителей руководителей учреждений дополнительного образования вызвала первую реакцию шока, потому что они оказались не готовы к обсуждению новых вопросов: «Как обеспечить эффективность управления образовательным учреждением в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг? Как использовать ресурсы социального партнерства и сетевого взаимодействия системы дополнительного образования? Каков позитивный опыт регионов России по модернизации системы дополнительного образования? Каковы механизмы стратегического развития системы дополнительного образования? Как обеспечить конкурентоспособность учреждений в современных условиях учетной политики и нормативно-подушевого финансирования?». Значимость и внимание к обсуждаемым проблемам на конференции были определены участием заместителей руководителя Департамента образования Маргариты Русецкой и Олега Яковлева, которые выступили с ключевыми пленарными докладами, раскрывающими задачи образовательной политики в сфере дополнительного образования в Москве.
Маргарита Русецкая убедительно показала, что поиск путей модернизации и обновления системы дополнительного образования детей будет осуществляться совместно с научно-педагогическим профессиональным сообществом в рамках реализации государственной образовательной политики совершенствования образования в двух ключевых векторах - доступности и качества образования в городе Москве. Олег Яковлев аргументированно раскрыл сущность новых подходов в сфере финансирования учреждений дополнительного образования. Директор Московского института развития образования Мария Лазутова стала главным модератором конференции, задав высокую планку научно-педагогического диалога о поиске новых форматов развития дополнительного образования детей. Важным результатом конференции стало признание принципиально новой модели финансового обеспечения, которая нацелена на доступность и качество дополнительного образования детей и взрослых, повышение оплаты труда педагогов, расширение профильности и вариативности программ дополнительного образования.
Участники конференции смогли понять, что нет проблем с финансированием системы дополнительного образования, а есть проблемы внедрения новых финансово-экономических механизмов управления. Решать эти проблемы необходимо, чтобы уверенно и без тревоги вступить в эпоху формирования конкурентоспособности УДОД на рынке образовательных услуг. Стратегическая позиция руководства института проявилась в том, что была создана аналитическая рабочая группа ученых и практиков, для того чтобы помочь учреждениям дополнительного образования обретать себя в новых условиях жизни, а не консервировать архаичные черты. Именно после конференции сложился состав этой группы, в которую вошли профессора Юрий Фролов, Ольга Фиофанова и Наталья Михайлова; доценты Константин Скворчевский, Наталья Штурбина и Алла Бурмистрова. По результатам конференции активный ее участник, директор Детско-юношеского центра «Отрадное» Ольга Новохатько перешла на работу в МИРО на должность заведующего лабораторией дополнительного образования и социокультурной интеграции, включилась в деятельность рабочей группы вместе с директорами учреждений дополнительного образования детей, которые первыми взяли на себя ответственность не только за свои учреждения, но и за всю систему дополнительного образования детей. В целом рабочая группа стала научным оператором разработки проектов новых нормативов финансирования и классификатора дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ с учетом разных факторов (длительности обучения, уровней погружения, количества обучающихся). Динамично проходили еженедельные консультации, ежемесячные научно-методические семинары и круглые столы. В конце мая 2013 г. Центр финансово-экономического обеспечения Московского института развития образования запустил пилотный проект - первую сессию курсов повышения квалификации по технологии проектного обучения административных управленческих команд образовательных учреждений. В состав пилотной группы вошли руководители управленческих команд, которые под руководством научных руководителей разрабатывали реальные проекты для своих учреждений, реализация которых на практике позволит выстроить новые механизмы управления, развития, конкурентоспособности. Активная предзащита проектов, определяющая реальную жизнеспособность каждого учреждения, и стала своеобразным форумом защиты интересов системы дополнительного образования детей - форумом без кворума. На защите проектов директора УДОД стояли не на жизнь, а на смерть. Они поняли, что реальная судьба их коллективов в их руках, что они должны научиться вместе со своими управленческими командами решать новые задачи в соответствии с требованиями времени, и были консолидированы в процессе проектного обучения, решая реальные проблемы своих учреждений, осваивая новые инструменты формирования инновационного мышления и командной работы. Вторая сессия пройдет осенью, тогда придется говорить о пилотных результатах, ведь проекты вернулись в свои учреждения.
Вот такой рабочий форум провел МИРО весной 2013 года, чтобы с нового учебного года система дополнительного образования детей могла без тревоги вступить в процесс модернизации. С ясным пониманием того, что будут разные сценарии развития, поскольку организационные, территориальные, ресурсные условия учреждений дополнительного образования разные. Но всех объединит одно - ориентация на конкретного ребенка, доступность и качество образования которого должны быть гарантированы в радеющей за московское детство столице.