У нас под начальную школу есть стандартная, более-менее привычная для всех пятиэтажка, которая довольно долго строилась. Все классы размером 48 метров, они даже и на 25 учеников по нормам не проходят. Там должно быть 20 детей, если смотреть строго. Если мы посмотрим на нашу школу, сравнивая с западными, американскими школами, где я был, то основное преимущество у них совсем не в программах, а в площадях. Как правило, на 30 человек класс 70 метров уже нормально, есть маневр, возможность учиться, поставив парты рядами, не переставляя, собирать ребят в группы, по-другому поставить парты. Во всех наших школах, которые есть в Москве, катастрофически не хватает места для того, чтобы красиво и правильно реализовывать новый образовательный стандарт.
Мы не имеем права проводить никаких вступительных испытаний, но когда уже подписан приказ о приеме в школу, конечно, с детьми встречаются и учителя, и психологи, и логопед, мы даем детям советы на лето, в некотором смысле определяем, как нам лучше построить классы по разным признакам: по способностям детей, по их психологической совместимости, по количеству мальчиков и девочек. Программ сейчас много, учитель вправе выбрать учебник, по которому он работает, исходя в том числе из того, какие дети пришли. Это совершенно нормально и правильно. Я всегда говорю родителям: ни в коем случае не сравнивайте сегодняшнее обучение с тем, как вас учили, потому что все-таки то время ушло во многих смыслах. Кстати, в советской стране за 20 лет программы тоже менялись, больше 20 лет никакая программа не выживала, а уже прошло больше 20 лет.
Я специально показываю на слайдах иногда ту революцию, которая воспринималась как очень сложная в 50-х годах, когда было очень много экспериментов, когда разрешили в старших классах использовать автоматические перьевые ручки, что воспринималось тоже как какой-то большой эксперимент. А сейчас каждый первоклассник к концу первого класса умеет вслепую печатать десятью пальцами.
Новый Закон «Об образовании в РФ» вступает в силу с 1 сентября, один из важных моментов в нем - более серьезное отношение к дошкольному образованию. Общее образование теперь начинается не с начального общего, а с дошкольного образования, поэтому понятно, что дошкольное образование должно быть сейчас в том или другом виде. Это может быть домашнее образование, но сама ситуация, когда дети приходят в школу с нуля, теперь фактически невозможна, они все равно приходят, как правило, подготовленные, умеющие читать, даже если их этому специально не учили. Конечно, дети просто бывают разные, могут быть и хорошо читающие, и совсем не умеющие читать, наша задача - разобраться. Сейчас, к счастью, исчезло такое понятие, как скорость чтения, главное - понимать текст, который не так уж важно быстро читать.
В школах России нынче есть новшества, например, вводится школьная форма. У нас в начальной школе есть элементарная форма - жилетка с эмблемой. Но в принципе, конечно же, когда мы говорим об общей ситуации в стране, возникает вопрос, который как-то не обсуждают: кто ее должен покупать? Государство должно ее выдавать или родители должны покупать? В советское время родители и учебники покупали, а потом ввели бесплатно, в школе, в которой училась моя мама, старшие классы довольно долго были платными, деньги платили небольшие, но формально образование было платное. Да и форму семьи покупали для детей сами.

Ольга ТИШУРИНА, заместитель директора Центра образования №109 по учебно-воспитательной работе:

- В нашем большом Центре образования, который возглавляет Евгений Ямбург, набраны 6 первых классов по 30 человек. Ребята, поступающие в первый класс, - это детки, которым около 7 лет, но, переступая порог школы, они все равно остаются детьми, им во второй половине дня нужно играть. Если ребенок не наигрался в дошкольном возрасте, он спрячет игрушку в портфель и будет мешать учителю, играя на уроках.
Наряду с тем, что мы пользуемся компьютерами и с первого класса осваиваем слепой десятипальцевый метод набора, еще мы вынуждены были в прошлом году вернуться к обучению детей письму печатными буквами, для того чтобы ребята могли выполнить задания, присылаемые Московским центром качества образования. В тех листах, которые приходят для детишек и первого, и второго, и третьего, и четвертого класса, нужно печатными буквами заполнить свои данные. Зато теперь мы умеем все: и на компьютере набирать, и рукописные тексты писать, и печатные - все.
Родители считают, что программа первого класса достаточно легкая, что ребенка можно оставлять дома. Но родителям нужно знать: если учитель не покажет ребенку, как правильно держать и вести ручку для письма, то он самостоятельно не сможет этому научиться. Есть так называемый адаптационный период, условно говоря, это два месяца, за которые учитель детей узнает, сажает их в классе так, чтобы было удобно и тем и другим, взаимодействует с детьми уже таким образом, чтобы и читающие, и не читающие были вовлечены в работу.
Если ребенок читает по слогам, очень хорошо, этого достаточно для того, чтобы он в школе услышал, как читают другие ребята, сориентировался, он обязательно научится читать так, как читают взрослые люди, бегло, не по слогам. Но заставлять ребенка читать до школы, наверное, не стоит. Заставлять ребенка читать очень тяжело, если он этого не хочет, если он это делает без желания, с трудом, то потом может научиться читать неправильно, по буквам - еще и такое у нас встречается, тогда учителю нужно будет еще и переучивать этого ребенка.
Что касается такого нововведения, как школьная форма, то в нашем Центре образования №109 она существовала, мне кажется, всегда, даже тогда, когда она была в стране отменена. В настоящее время элементы школьной обязательной формы - жилет и логотип ЦО №109, дальше каждый класс выбирает цвет своей формы для девочек и для мальчиков в одном классе. Это может быть темно-синий, темно-зеленый, темно-бордовый. У нас есть магазин в Москве, в который мы направляем своих родителей за формой, там уже много лет делают наш логотип, родительский комитет отправляется в этот магазин, выбирает форму, рассказывает всем родителям, какой цвет им больше понравился.
Наша школа четвертый год учится по федеральным государственным образовательным стандартам, программ много, родители совместно с учителями выбирают ту или иную программу, по ней учатся их дети. Но на выходе существует единое требование к освоению стандарта.

Анна ВАХНЕЕВА, директор гимназии №1517:

- У нашего образовательного комплекса несколько зданий, родитель может выбрать ближайшее здание по месту жительства в шаговой доступности, может выбрать программу, может выбрать учителя. То есть вариативность очень большая. Самое главное, что ни 1, ни 2 сентября, ни 25 августа у меня в принципе невозможна ситуация, когда я бы сказала, что у меня в начальной школе нет мест. Даже если вдруг такая ситуация сложится, то наша задача найти учителя. Категория детей, которые не записываются, будучи уже учениками, - это те дети, что посещают наше дошкольное отделение. В нашей большой школе есть дошкольное отделение, родителям не нужно беспокоиться, так как их детям уже гарантировано место у нас в первом классе.
Ребенка можно выучить в школе, контактируя с учителями и помогая ему. Даже если у ребенка что-то не получается сегодня, это не значит, что у него не получится завтра. Первый класс - очень сложный этап в жизни ребенка, по статистике медиков 20% здоровья ребенок теряет в начальной школе из-за стресса в новых условиях, с новыми людьми. Даже при нашем большом образовательном комплексе дети из дошкольного отделения имеют возможность посетить начальную школу, познакомиться с учителями, учителя приходят к ним, тем не менее для детей это новые люди, новая жизнь, мало понятная ребенку.
Сегодняшняя школа, в которой мы работаем, и школа, в которой мы лично учились, очень сильно отличаются по качеству знаний и по качеству жизни, просто они разные, потому что жизнь нынче совершенно другая. Содержание не так сильно меняется, я, как учитель химии, могу сказать, что как мы решали ионное уравнение, писали его в моем детстве, так мы его пишем и сейчас. Другое дело, что мы это делаем на интерактивной доске и другими инструментами, поэтому я призываю родителей чаще бывать в школе, смотреть, понимать те инструменты, которыми мы работаем.
Профессионализм педагогов в том, чтобы как можно быстрее почувствовать класс, увидеть всех детей. В случае наличия дошкольного отделения мы знаем детей, детский сад - это же не просто времяпровождение, это их социализация. Не научившихся читать у нас в школе нет, кто-то раньше, кто-то позже, кто-то быстрее, кто-то медленнее, но читают. Мы проводим диагностические работы, смотрим и выбираем технологии, способы работы с ребенком. Поскольку в Москве сейчас у родителей есть возможность выбрать школу, где начальная школа отдельно, средняя - отдельно, а можно выбрать школу, где начальная и средняя школа учатся вместе, когда условия школы это позволяют. Мне же, как маме, например, очень бы понравилось отдать ребенка туда, где учатся вместе дети маленькие, приблизительно одного возраста, чтобы эта школа была возрастной. Но есть родители, которые приходят, например, в гимназию №1517 и говорят: «Мы рады, что наш ребенок будет видеть сразу все возраста». Да, для начальной школы есть свои специальные условия, по санитарным нормам в том числе, но при этом на всех общегимназических мероприятиях дети все вместе и видят всех вокруг. Мы ребенка растим, он будет жить в обществе, где есть все возраста, все вкусы, все цвета. Школа - своего рода модель мира.
Что касается формы, то у нас форма с логотипом исторически существует уже много лет, это было решение совета гимназии. Есть вариативность - джемпера, жилетки, но цвет один - бордовый. Это своего рода корпоративная культура.
Мы набираем в нашу гимназию 14 первых классов, почти триста пятьдесят детей, каждого родителя, кто подал нам заявление, выбрал здание, в которое пойдет, ознакомили с программами, описали, какие будут учебники, какие подходы в этих программах, дальше родители выбирают. На выходе в 4-м классе независимо от того, по какой программе учились дети в классах с первого по четвертый, они пишут одну административную работу. То есть ребенок по программе Петерсона решает задачу схемами, по программе Марона, допустим, по-другому, но они решают одну задачу, получают в слове «ответ» одну одинаковую цифру.

Ирина ЖДАНОВА, директор московской школы №1010:

- Родители привели ребенка в школу, доверили, и нам необходимо это доверие. Как правило, нынче дети приходят, скажем, более подготовленными к школе. Раньше детский сад почему-то обязательно считал, что кроме воспитателей никто детей не подготовит к школе. В школе началка тоже считала, что кроме ее учителей их тоже никто ни в коем случае не подготовит. И те и другие приводили совершенно разные доводы, сегодня в нашей школе есть дошкольное отделение, дети заранее знают и понимают - а в общем-то, можно сказать, и родители, и семья, - какой уклад в школе, какая система в школе, кто учит, кто выпускает четвертый класс, кто на следующий год набирает.
Существуют, естественно, определенные программы, системы мероприятий, которые подготавливают ребенка к переходу из детского сада в школу. Не нужно думать, что если ребенок не умеет читать, то он непременно будет неуспешен, естественно, мы научим и читать, и писать, и считать, грамотный профессионал-учитель найдет подход к этому ребенку, даже если 24 человека в классе будут уметь читать, а он единственный - нет. Когда у школы есть большие возможности, то к каждому ребенку в ней найдут свой подход, найдется учитель, который именно этому ребенку даст то, что ему необходимо. Родителям дали возможность выбора, теперь школа должна предоставить выбор внутри учреждения каждой семье, причем это не взаимоисключающие вещи. Например, у нас в школе сейчас очень активно занимаются с дошколятами учащиеся 8-го, 9-го, 10-го классов, это колоссальный опыт и блестящие результаты как для старших детей, так и для дошколят. Малыши с нетерпением ждут, а школьники с интересом готовят эти мероприятия.
Что касается школьной формы, то у нас до этого не было единой формы. Решение об этом принял управляющий совет школы. Но у нас нет конкретной привязки либо к фирме, либо к какому-то магазину. Наша форма темно-синего цвета: пиджак, юбка, брюки, обязательный элемент школьной формы - жилет с нашим логотипом.