Татьяна ВОЛОСОВЕЦ, директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО:
- 1 сентября вступит в силу Закон «Об образовании в РФ», подписанный президентом еще 29 декабря 2012 года. И согласно этому закону дошкольное образование становится уровнем образования, хотя никогда дошкольное образование не было уровнем, всегда было ступенью. Разница в том, что все уровни образования стандартизируются, таким образом, у дошкольного образования должен был бы появиться свой собственный стандарт. С одной стороны, это хорошо, с другой стороны, сложно, потому что опять же все делается впервые, никогда ничего подобного в Российской Федерации и в Советском Союзе не было. Следовательно, все делается впервые и быстро. Когда впервые и быстро, бывают огрехи, бывают сложности, мы с ними сталкиваемся сейчас в нашей повседневной деятельности практически каждый день. Согласно закону стандарт должен иметь требования к структуре программ, к условиям их реализации и к результатам. И если со структурой программ, с условиями более или менее ясно, то с результатами были довольно большие, серьезные проблемы, так как есть социальный запрос общества, которое хочет знать, что должен либо не должен знать, уметь, делать ребенок, когда он идет в школу. Родители, как правило, приводя ребенка в школу, хотят, чтобы он умел и читать, и писать, и считать к первому классу. Но прописывать такие результаты в стандарте категорически нельзя, потому что у нас в детских садах очень разноплановые дети, кто-то из них сможет дать такой результат, а кто-то не сможет.
Когда создавали закон, было мнение - оставить в стандарте дошкольного образования только требования к структуре программ и к условиям. Фактически вся наша рабочая группа пришла к выводу, что результат в дошкольном образовании должен быть представлен как целевой ориентир. Не нужно натаскивать ребенка к школе, это категорически вредно и для психологического здоровья ребенка, и для его физического здоровья, вызвать психосоматические заболевания. Вообще дошкольное детство - довольно сложный период, когда развитие ребенка идет неравномерно, скажем, в три года он может быть таким же, как все сверстники, а между тремя и четырьмя его развитие может быть задержано.
Кроме того, есть большая группа детей, которые в принципе не могут дать результат, например, дети мигрантов не знают русский язык, они приходят в школу со знанием только родного языка, у детей с ограниченными возможностями здоровья совершенно другая траектория развития.


Владимир СОБКИН, директор Института социологии образования Российской академии образования, доктор психологических наук и академик РАО:
- Во-первых, сегодня есть определенные вызовы, которые требуют серьезного отношения к проблеме дошкольного воспитания и дошкольного возраста. Разговор о том, что это приоритетная сфера в образовании, начинался и в 90-е годы, но сегодня возникает наконец общественное осознание того, что дошкольный возраст вообще приоритетная ситуация для развития человека. В чем заключаются сегодняшние вызовы? Первый вызов - проблема социального неравенства, так как происходит огромная дифференциация разных социальных слоев и жизни, государство обязано взять на себя ответственность за обеспечение качественного проживания детства в дошкольном возрасте представителям разных социальных групп. Стандарт нужен как стандарт по выравниванию условий воспитания детей в детских садах. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что в государственной системе образования существует огромное неравенство, механизмы этого очень серьезные, которые часто культивируют социальное неравенство в воспитании детей. В одних ДОУ есть бассейны, определенные условия и количество детей на одного педагога, в других - ситуация совершенно иная.
Мне кажется, очень серьезный момент - целесообразность социально-психологического развития ребенка в дошкольном детстве. Процесс образования должен быть построен так, чтобы обеспечить полноценное проживание ребенком этого очень сложного периода развития от двух лет до его готовности к школе. Подготовка и готовность - совершенно разные парадигмы. Стандарт дошкольного образования, который мы разрабатывали, центристски ориентирован, это значит, что в центр ставится ребенок, который должен прожить кризис трех лет, четырехлетний возраст, освоив ключевые моменты, связанные с игровой деятельностью, с тем, что у него должны сформироваться воображение, фантазия, произвольность и умение владеть собственным поведением на определенном уровне, развиты познавательные интересы, например любопытство к жизни, инициативность, познавательная и деятельная инициативность.
Сегодня существует кризис семьи, родители часто педагогически беспомощны, по нашим социологическим исследованиям, по мере взросления ребенка родители отстраняются от его воспитания. Поэтому не надо идеализировать сегодня систему семейного воспитания, напротив, она нуждается во всяческой психолого-педагогической поддержке, потому что разные социальные слои и группы по-разному относятся к ситуации воспитания ребенка в семье. В этом отношении проблема отношений семьи и дошкольного образовательного учреждения один из ключевых тезисов и моментов стандарта, который мы разрабатывали. Бессмысленно проводить систему дошкольного воспитания в отрыве от ситуации семейного воспитания, нынче совершенно новые задачи стоят перед дошкольным воспитанием, которое совершенно потеряно. Это еще один огромный вызов, помимо социального расслоения, - деформация семьи, нарушение родительской педагогической культуры и необходимость связи дошкольного образовательного учреждения и семьи.
В стандарте, который разработан, особый акцент делается на гуманизацию системы дошкольного воспитания и на изменение позиции воспитателя в отношении ребенка. Это тоже один из ключевых моментов, связанный с подготовкой и переподготовкой воспитателя в этом направлении.
К сожалению, все благие пожелания, связанные с индивидуализацией воспитания, с культуроемкостью воспитательного процесса, входят в противоречие с реальными возможностями. Чудес не бывает, нельзя построить в течение года такое количество детских садов, чтобы снять очередь, потому невозможно подготовить для них большое количество воспитателей.

Советы родителям первоклассников

    Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
    Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
    Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
    Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
    Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
    Поддержите его в желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
    Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
    С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
    Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.


Готов ли ваш ребенок к школе?
Это вы можете узнать сами

Попробуйте пройти с ребенком такой тест, в котором за каждый ответ «да» ребенок получит балл.
- Говорит ли ваш ребенок о том, что он много узнает в школе и учиться будет интересно?
- Может ли ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом, требующим сосредоточенности, в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
- Стесняется ли ваш ребенок в присутствии незнакомых людей?
- Умеет ли он составлять по картинке рассказы не короче чем из пяти предложений?
- Может ли он рассказать наизусть несколько стихотворений?
- Умеет ли он изменять существительные по числам (одно дерево, два дерева, пять деревьев)?
- Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?
- Умеет ли он считать до 10 и обратно?
- Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
- Насколько уверенно ребенок пишет или рисует - твердая ли у него при этом рука?
- Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
- Может ли он пользоваться ножницами и клеем, например, делать аппликацию?
- Может ли он собрать разрезанную картинку из пяти частей?
- Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
- Может ли он обобщать понятия, например, назвать помидоры, морковь и лук словом «овощи»?
- Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику?
- В состоянии ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Результат теста зависит от количества баллов, равных положительным ответам.
15-17 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Помните, что готовность к школе - это комплекс способностей, которые можно легко развить с помощью упражнений, игр, заданий. Занимайтесь с ребенком в свободное время, привлекайте к занятиям бабушек и дедушек.

Радуйтесь своему ребенку, и у вас все получится!

    Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
    Увеличивайте словарный запас ребенка, помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможностей с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.
    Учите с ребенком стихотворения наизусть.
    Учите ребенка сравнивать, находить общее и различное в предметах.
    Учиться пересказывать прочитанное лучше всего на русских народных сказках, так как их сюжет состоит из похожих эпизодов, в них много повторяющихся диалогов, что облегчает запоминание и чтение, каждая часть хоть и похожа на предыдущую, но все же имеет свои различия, по сказке легко составлять вопросы и отвечать на них.
    Чтобы ребенок научился выразительно читать, он должен дома читать вслух, обращая внимание на знаки препинания. Продемонстрируйте выразительное чтение на собственном примере.
    Интерес к самостоятельному чтению книг быстрее формируется у тех детей, которые растут в читающих семьях. Видя, что в свободную минуту взрослые члены семьи берутся за книгу, ребенок невольно подражает им.
    Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов, он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых, запишите ребенка в библиотеку и регулярно посещайте ее, будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения книг, до тех пор пока процесс чтения будет требовать от ребенка значительных усилий, вы непременно должны выделять время для контроля чтения и организации работы над книгой.
    Будьте всегда примером малышу: в правильном произношении слов, употреблении лексических значений слов; старайтесь не делать при нем грамматических ошибок.
    Радуйтесь вашему сыну или дочке, разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
    Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.
    Ваши объяснения должны быть простыми и ясными, говорите четко, ясно.
    Старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать (рисовать, коллекционировать).
    Не теряйте чувство юмора.
    Поощряйте любознательность и творчество ребенка, стремление задавать вопросы.
    Никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки.
    Ваш дом должен быть безопасным островом в буре бесчисленных событий, где ребенку доверяют и, самое главное, где его любят.