В этом году по-прежнему продолжался демографический спад, количество выпускников уменьшилось в стране до 700 с небольшим тысяч. В лучшие годы оно доходило до миллиона четырехсот. Количество бюджетных мест снижается год от года, это решает государство, по-разному распределяя места по разным вузам. В ВШЭ количество абитуриентов в этом году заметно выросло, 10559 абитуриентов - примерно на 18% больше, чем в прошлом году. Думаю, у сильных вузов примерно такая же картина, отчасти в этом виновата кампания по сдаче ЕГЭ этого года. Баллы оказались значительно выше прошлого года, поэтому, ориентируясь на прошлые годы (а на что еще детям и родителям ориентироваться?), кажется, что абитуриенты поймали Бога за бороду и поступят во все топовые вузы. Но даже абитуриенты с высокими баллами, иногда более 95, могли и не поступить. У нас есть форум, где я регулярно отвечаю на вопросы о приемной кампании. Родители пишут: «Ну как же? У меня у девочки 290 баллов по трем экзаменам, золотая медаль, победы на городских олимпиадах, и она к вам может прийти учиться только на платной основе?» А поступить можно только на конкурсной основе, когда решающей (это записано во всех нормативных документах) будет либо победа на олимпиаде, либо льготы, либо сумма баллов. При этом кто-то остается за бортом. Есть удивительный феномен - ребята с высокими баллами предпочитают идти на платное обучение, но туда, куда их влечет сердце.
Родители говорят: «Мне дочка заявляет: «Я хочу учиться только здесь и не хочу идти туда, куда прошла по баллам». У меня есть больная тема, я уже пять лет говорю об этом без успеха. Я считаю, что старый механизм контрольных цифр приема должен был остаться в плановой экономике. Он сегодня не работает, так как это попытка набрать ровно столько, ни на один больше, ни на один меньше, да еще управлять этим из центра. То есть сначала у нас идет бюджет, который определит деньги для Министерства образования и науки РФ, оно их раскидает по вузам и дальше ничего сделать не может. То есть мне казалось, что задача Минобрнауки РФ или шире - Правительства РФ - как раз выработать механизм, адекватный времени. У университета должно быть право из разумных соображений взять то или иное количество студентов.
Что заставляет всех выпускников школы идти в вузы? Во-первых, опасение, что мальчиков призовут в армию, это опасение висит над высшим образованием. Второе опасение - отсутствие альтернативы. Что можно посоветовать выпускнику средней школы вместо поступления в вуз? У нас в стране нет высокой безработицы, нет юношеской безработицы, но куда сегодня идти выпускнику, ведь на производстве он никому не нужен?
В вузах идет большой отсев на первом году обучения, потому что ребята не то выбрали, не готовы учиться. Это фактическое отсутствие профориентации выпускников школы в области гуманитарных наук. У выпускника школы есть какое-то представление о журналистике по жизни, есть тяга к слову «международный», он плохо знает, что такое философия, не очень представляет себе, что такое история, чувствует, что математика - это не для него, что он гуманитарий, а вот как дальше выбирать профессию, не знает, не представляет, на кого он идет учиться в области гуманитарных наук.
Представление абитуриента и родителя о зарплате после окончания вуза, об интересности работы, по социологическим исследованиям, играет очень существенную роль. Например, есть устойчивый стереотип: раз ты инженер, значит, будешь сидеть на 12 тысячах рублей в месяц. Отношение к профессии надо разворачивать не через систему образования, не через количество мест в вузах, а через повышение социального статуса профессии. Правда, должен сказать, что в этом году самый большой рост числа заявлений в ВШЭ мы обнаружили именно на инженерных специальностях. Что этому причина, я пока не готов сказать, возможно, сказалось влияние бренда Вышки, возможно - изменение отношения в обществе к инженерным профессиям, возможно - в том числе и повышение зарплаты в среднем по инженерным профессиям, хотя я не уверен, что абитуриенты и родители отслеживают эту статистику, плюс, конечно, то, что сегодняшние компьютеры создают иллюзию, что ты почти технарь, а ты всего лишь продвинутый пользователь. С 1 сентября начинает работать новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», под него будут писать все нормативные документы, так, с ужасом мы обнаруживаем в этом законе какие-то моменты, которые, как мне кажется, очень сильно могут осложнить жизнь и потребуют переосмысления. Один самый простой: в Законе «Об образовании в РФ» сегодня сказано, что срок действия ЕГЭ 4 года. Как сопоставлять конкурсные результаты людей в разное время?
Вы сдали ЕГЭ 4 года назад и все еще можете поступать по этим результатам? Это значит, что все 4 года надо выдерживать более или менее одинаковый уровень по всем предметам ЕГЭ, иначе как сравнивать будем? В этом году была утечка тестов (давайте это так назовем), массовая нечестность как учителей, так и абитуриентов привела к тому, что результаты этого года на 10-15 баллов выше. Если на будущий год наведем порядок, значит, все выпускники этого года будут иметь преимущество. Второе изменение: много говорили про инвалидов, детей-инвалидов, детей без родителей, у них сегодня есть социальная защита на уровне советского государства. То есть их принимают в вуз вне конкурса, лишь бы сдали по-старому на тройки. В наше время на стипендию можно было плохо, но прожить. Сегодня стипендия в две тысячи рублей не позволяет ребенку жить в Москве без родителей. На мой взгляд, это совсем не социальная защита.
Нам надо идти к честному выпуску из среднего образования, например, вводить два документа: один должен быть просто о среднем образовании, а второй - позволяющий поступать в вузы. Мы ведь продолжаем принимать детей, не готовых к образованию, это их беда, а не вина. Но мы их принимаем, селим в общежитие, выплачиваем стипендию, а они, как правило, вылетают после первого курса.