Указ Президента РФ включал поручения Правительству Российской Федерации:
а) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
б) утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов;
в) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
Для реализации этого указа разрабатывается макет профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей». Особую значимость этот стандарт приобретает в связи со сложностями жизнедеятельности многих семей в обществе. Число семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, опасной для жизни ситуации, проживающих в кризисной ситуации и неблагополучии, постоянно растет. Такое положение вызывает тревогу у общественности, граждан страны, правительства, так как многие дети оказываются заложниками ситуации в собственной семье. При выявлении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, как правило, происходит лишение родителей родительских прав и помещение ребенка в государственное учреждение. К сожалению, специалистов-профессионалов, которые могут помочь семье с ребенком, оказавшейся в такой ситуации, у нас в стране не готовят.
Профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей» предполагает основную цель - предоставление помощи разным типам и видам семей на основе выявления семейного неблагополучия с помощью техник раннего вмешательства в семью, разработки плана и программы реабилитации семьи с ребенком, реинтеграции (возврата) ребенка и семьи в социум с привлечением ресурсов семьи и ее ближайшего окружения, а также изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей.
Эта цель может быть конкретизирована через преодоление разрыва между требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности специалиста в различных сферах социальной практики, и сложившейся в России системой профессионального образования. Такое положение потребует создания новых направлений и профилей в развитие действующей системы профессионального образования для эффективной подготовки кадров в тех сферах деятельности, где такая подготовка остро востребована или может быть востребована в самое ближайшее время. Именно такой сферой стала социальная сфера, а новой профессией - «специалист по работе с семьей». Введение этой новой профессии позволит преодолеть межведомственный характер как его подготовки, так и профессиональной деятельности. Сама суть введения новой профессии «специалист по работе с семьей» межведомственная, так как он может работать в любой организации социальной сферы.
Профессиональный стандарт применяется для определения требований к образованию и квалификации. Для специалиста по работе с семьей предусматривается 6-7-й уровень квалификации, высшее образование: магистр, специалист, аспирант, дополнительная профессиональная переподготовка по новым программам на базе высшего образования или программы дополнительного образования, регулярное повышение квалификации специалистов и прохождение стажировок. При этом желательно, чтобы специалист имел опыт работы не менее трех лет по специальности, близкой к основной (волонтер, доброволец).
По данным современных экспертов, наиболее проблемными точками существующей системы подготовки специалистов в социальной сфере стали:
    отсутствие междисциплинарного подхода в решении задач социальной практики в обучении;
    отсутствие специализаций, ориентированных на те области деятельности специалиста в социальной сфере, в которых такой запрос сложился, но система подготовки кадров для них пока отсутствует (работа с разными типами семей с детьми: оказавшимися в трудной жизненной ситуации, опасной ситуации для жизни, проживающих в кризисе, в неблагополучии);
    низкая насыщенность образовательного процесса результатами современных, в том числе зарубежных, исследований в силу недостаточного уровня языковой подготовки будущих специалистов по работе с семьей, отсутствия доступа к современным международным базам данных по психологии и др.
Возможные места работы специалиста по работе с семьей: организации системы образования, здравоохранения, социальной защиты, прежде всего школы, интернаты, детские дома, ПМПК, ППМС-центры, образовательные учреждения для детей с особыми образовательными потребностями, социально-реабилитационные центры, приюты, центры помощи семье и детям, социально-психологические службы поддержки семей и детей, органы опеки и попечительства, уполномоченные организации, занимающиеся сопровождением разных типов семей, некоммерческие организации, оказывающие помощь детям-сиротам, занимающиеся работой с семьей и детьми.
Введение профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» будет способствовать решению двух важных задач - профилактики социального сиротства, которая предполагает сокращение детей, помещенных в государственные учреждения, и политики деинституционализации - выводу детей из интернатных учреждений и возвращению их в кровные семьи или помещению в замещающие семьи.

Татьяна ШУЛЬГА,
доктор психологических наук,
ведущий научный сотрудник
лаборатории психолого-социальных
проблем профилактики безнадзорности
и сиротства МГППУ