Сложившийся в последнее время благодаря разнообразным публикациям в СМИ образ специалиста органов опеки и попечительства стал однообразно негативным. Отобрали ребенка из семьи - виноваты органы опеки, так как неправомерно вмешались в дела семьи; не успели отобрать и ребенок пережил насилие - виноваты органы опеки: не уследили. Сложилась парадоксальная ситуация. Есть должность - специалист органов опеки, - но нет профессии специалиста по охране прав детей. Как правило, в нашей стране специалист органов опеки и попечительства - это муниципальный или государственный служащий, требования к квалификации которого формулируют только как правовые и «компьютерные», часто без учета специфики работы и необходимого объема знаний для взаимодействия с особыми категориями детей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, специалистами разнообразных социальных организаций.
Сегодня в стране работает около 10 тысяч специалистов органов опеки и попечительства. Норматив нагрузки, рекомендуемый Министерством образования и науки РФ, - 1 специалист на 2 тысячи детского населения, хотя во многих регионах он значительно выше (всего в России около 25 миллионов детей).
Многие положения законодательства сформулированы недостаточно четко, например, основания для отобрания ребенка из семьи или лишения родительских прав, поэтому ключевой вопрос качества работы - уровень квалификации специалиста.
Проведенный в 2011-2012 году в Москве мониторинг показал, что из 918 специалистов органов опеки и попечительства не имели высшего профессионального образования 164 человека, высшее профессиональное образование в областях, не связанных с деятельностью по защите прав, - 143. Еще в органах опеки и попечительства работали 260 учителей-предметников, только 273 имели высшее профессиональное образование по юриспруденции и 78 - по психологии.
В ходе экспертного обсуждения была сформулирована цель деятельности специалиста - содействие обеспечению и защите прав и законных интересов, социальных и иных государственных гарантий детям, включая установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации.
В результате анализа международного и российского законодательства, статистики и практики работы были выделены четыре обобщающие трудовые функции специалиста на основе различных ситуаций развития и жизни ребенка:
    обеспечивает и защищает права и законные интересы несовершеннолетних детей;
    выявляет детей, нуждающихся в помощи государства, оказывает помощь семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
    защищает права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
    защищает права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, оказывает содействие семьям, принявшим на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Одна из главных целей деятельности - обеспечить достойное проживание ребенка в кровной семье, поэтому в качестве дополнительных характеристик деятельности в стандарте прописано, например, что специалист не должен допускать необоснованного изъятия детей из семьи без предварительного проведения социально-реабилитационной работы. Вмешательство специалиста в жизнь семьи должно строиться на союзе с родителями для обеспечения безопасности и развития ребенка, а не на союзе с ребенком для защиты его от родителей. В практике работы специалиста лишение родительских прав - крайняя мера вмешательства в семью, которая должна применяться в исключительных случаях.
Проведенный анализ деятельности специалистов органов опеки за последние несколько лет показывает, что:
    расширяются компетенции специалистов органов опеки и попечительства, что связано с развитием российского, регионального и международного законодательства;
    расширяются категории судебных дел с участием специалистов органов опеки;
    увеличиваются категории дел с иностранным участием (детей и взрослых);
    нарастает необходимость учитывать мнение детей при решении вопросов, их непосредственно касающихся, - в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы этому посвящено отдельное стратегическое направление.
Для решения новых задач востребованы особые знания и систематическое повышение квалификации. Система знаний специалиста органов опеки и попечительства должна включать знания правовые, психолого-педагогические, медицинские (для понимания медицинских диагнозов и последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, признаки и последствия жестокого обращения и насилия), экономические, социологические, управленческие, специальные (знания в области компьютерных технологий, ведения баз данных).
Профстандарт устанавливает требование к образованию и обучению - дополнительная профессиональная переподготовка по новым программам на базе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки: юриспруденция, педагогика и психология, социальная педагогика и социальная работа.

Галина СЕМЬЯ, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник МГППУ, член Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, сопредседатель Экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи,
женщин и детей