Проект профессионального стандарта педагога-психолога разработан с учетом реальности условий и содержания профессионального труда психологов образования. Проведенный анализ опыта отечественной и зарубежной психологических служб образования позволил выделить две модели (или два типа организации) психологической службы образования, принципиальное отличие которых заключается в том, где работает школьный психолог - в школе (образовательном учреждении) или вне школы (в консультации, ППМС-центре, психологическом кабинете при районных или городских отделах местных органов власти).
Первая модель школьной психологической службы предполагает работу практического психолога непосредственно в образовательной организации. Это позволяет психологу более основательно вникать в реальную воспитательную ситуацию, узнать как учителей, так и учащихся, их взаимоотношения, вступить в контакт с родителями. Он имеет возможность сочетать изучение личности и поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей. Анализируя систему всех влияний на ребенка, психолог получает очевидную оценку результативности своей деятельности (непосредственно наблюдая за тем, как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения произошли в образовательном процессе в результате его консультативной или профилактической работы). Эта модель, как принято считать, точнее отвечает решению перспективной задачи психологической службы образования - максимально содействовать развитию каждого учащегося и в большей мере предусматривает активные формы деятельности специалиста: психопрофилактику, психологическое сопровождение реализации образовательных программ, оценку образовательных результатов и пр.
Вторая модель предполагает работу группы психологов в специализированном образовательном учреждении, особом центре (при государственном или муниципальном органе управления образованием). Такая форма организации психологической службы распространена в европейских государствах, а также странах Центральной и Восточной Европы. В рамках этой модели психологи организуют работу с учителями и родителями для повышения их психологической грамотности, проводят для них консультации по проблемам обучения и воспитания детей, ведут коррекционную работу с отдельными учащимися и дают на основании этого рекомендации учителю или родителям по дальнейшей работе с ними. Они организуют постоянно действующие тренинги и научно-практические семинары по проблемам психологии детства, возрастной, педагогической, социальной психологии, психологии личности и межличностных отношений. Проведенный опрос специалистов в области психологии и педагогики (педагоги и психологи образовательных организаций, ППМС-центров, специальных (коррекционных) организаций, руководители дошкольных образовательных организаций, руководители и специалисты общеобразовательных организаций, специальных образовательных организаций (ППМС-центры, ПМПК, интернаты, иные образовательные организации для детей с особыми образовательными потребностями), руководители структурных подразделений образовательных организаций высшего образования) показал, что развитие общенациональной психологической службы в России должно предусматривать сочетание обеих моделей, когда обеспечивается возможность взаимодействия психолога, работающего внутри того или иного учреждения, со специалистами из районных (городских) психологических центров, кабинетов или консультаций.
Таким образом, содержание этого профессионального стандарта включает две обобщенные трудовые функции:
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и высшего образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ;
- оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Юрий ЗАБРОДИН, доктор психологических наук, проректор по УМО МГППУ, заместитель председателя Совета УМО по психолого-педагогическому образованию;
Олеся ЛЕОНОВА, кандидат психологических наук, координатор президиума УМО по психолого-педагогическому образованию, ведущий научный сотрудник МГППУ