Необходимость введения новой специальности вызвана требованиями современной социальной сферы, связанной с недостаточными возможностями решения проблем профилактики социального сиротства и реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, а также получения адресной социально-психологической помощи. В настоящее время в России появились и активно развиваются новые области профессиональной деятельности психолога, специалистов для которых сегодня вообще не готовят в существующих вузах.
Речь идет прежде всего о психологе в социальной сфере. Основные цели и задачи его деятельности - оказывать разным социальным группам, отдельным лицам социально-психологическую помощь, поддержку в социализации, преодолении трудностей адаптации на разных этапах развития личности, проводить диагностику жизнедеятельности и социального окружения разных групп населения для построения социокультурной реабилитации, консультировать отдельных граждан и социальные группы по проблемам межличностного взаимодействия, профилактики социального сиротства.
В настоящее время в обществе наметилась тенденция, которая состоит в том, что психолог из исследователя и преподавателя становится одним из наиболее востребованных специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в социальной сфере. Следует отметить, что сложившаяся в стране система психологического образования остается недостаточно готовой к новым требованиям, предъявляемым к будущим специалистам-психологам со стороны социальной практики.
При подготовке квалифицированных психологов остаются недостаточно проработанными такие направления деятельности психолога, как разработка программ межведомственного взаимодействия, координация усилий психологов, социальных работников, специалистов в социальной сфере различных ведомств в направлении решения проблем психологической помощи населению. К таким видам помощи можно отнести экстренную помощь, работу в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, решение проблем миграции, помощь семьям с детьми, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, детям-сиротам и семьям с детьми-инвалидами. Таким образом, разработка профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» поможет решению проблем межведомственного взаимодействия, оказания адресной социально-психологической помощи разным группам населения.
Некоторые эксперты подчеркивают, что основными проблемными точками системы подготовки психологов на сегодняшний день стали:
    недостаточно четко продуманные образовательные программы, которые не включают или только частично представляют учебные дисциплины и курсы, связанные с особенностями психологического сопровождения разных социальных групп: одаренных детей, детей- сирот и детей с особыми нуждами и ОВЗ;
    незнание специфики психологического сопровождения семей и детей с различными видами зависимости, замещающих семей, социальной адаптации детей-мигрантов и их семей, детей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, девиантных и делинквентных детей и их семей;
    отсутствие профессионального обучения, основанного на междисциплинарном подходе в решении задач социальной практики;
    недостаточная подготовка психологов к проведению обучения граждан, желающих взять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свои семьи.
В этих условиях стратегическая цель формирования новой специальности «психолог в социальной сфере» - преодоление разрыва между требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности психолога в различных сферах социальной практики, и сложившейся в России системой психологического образования.
В профессиональном стандарте психолога в социальной сфере предусматриваются 6-7-й уровни квалификации, предполагающие высшее образование: магистратура, специалист, аспирантура по направлению «Психология, психолого-педагогическое образование», программы дополнительного профессионального образования, дающие новую квалификацию.
Возможные места работы психолога в социальной сфере:
- организации социальной сферы (образование, здравоохранение, система социальной защиты, миграционная служба);
- центры сопровождения замещающих семей, центры помощи семье и детям, центры реабилитации, роддома, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения профессионального образования;
- центры социального обслуживания населения и другие государственные и общественные организации, участвующие в оказании социальной, психологической поддержки отдельных лиц и социальных групп.

Татьяна ШУЛЬГА, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства МГППУ