На основании результатов открытого аукциона в электронной форме, проведенного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Московский городской психолого-педагогический университет выполняет работы по разработке профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). В работе по разработке макета стандарта и его общественно-профессиональном обсуждении участвуют руководители образовательных организаций и специалисты-эксперты в области профессиональной деятельности педагога.
Содержание стандарта включает два основных раздела. Первый раздел - «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях», в котором отражены обобщенные функции, относящиеся к педагогическим работникам без учета специфики профессиональной деятельности дошкольного, начального и общего образования. Это общепедагогическая функция, воспитательная деятельность, развивающая деятельность, профессиональная ИКТ-деятельность. Второй раздел - «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ общего образования» - отражает специальные требования к профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации, начальной школы, содержание профессиональной деятельности учителя-предметника.
В сентябре 2013 года после общественно-профессионального обсуждения макет стандарта, доработанный в соответствии с пожеланиями и предложениями работников образования, их работодателей, представителей профессиональных союзов и объединений, представителей федеральных и региональных органов управления образованием, будет представлен на рассмотрение Экспертного совета по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.
Разрабатываемый стандарт - первый в России документ, отражающий содержание деятельности педагога и необходимые для ее реализации знания и умения. Среди наиболее острых вопросов, прозвучавших среди представителей профессионального сообщества за период представления концепции стандарта на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации с февраля 2013 года, были соответствие актуальной профессиональной подготовки работающих педагогов требованиям стандарта и возможности использования стандарта при оценке эффективности деятельности учителей.

Мнение по поводу

Юрий ЗАБРОДИН, руководитель рабочей группы по разработке макета стандарта профессиональной деятельности педагога и его общественно-профессиональному обсуждению, проректор по Учебно-методическому объединению Московского городского психолого-педагогического университета:

Подходы к использованию стандарта профессиональной деятельности педагога неоднократно обсуждали в различных странах. В целом выделяют два основных подхода - развивающий, когда стандарт выступает как основа для профессионального развития, обучения педагогов и повышения качества их профессиональной деятельности, и нормативный - когда стандарт выступает в качестве инструмента регулирования и оценки эффективности и результативности систем, учреждений и отдельных лиц.
Нужно понимать, что разрабатываемый сейчас стандарт - рабочий документ для переходного периода в системе общего образования, и поэтому может иметь только рекомендательный характер. Проект, который Минтруд будет рассматривать в сентябре, - только начало большой и кропотливой работы.
Далее обязательными этапами, предваряющими доведение стандарта до уровня регламентирующего деятельность педагога документа, будут разработка, общественно-профессиональное обсуждение механизмов использования стандарта в системе деятельности образовательной организации, апробация стандарта в регионах Российской Федерации на добровольной основе, приведение в соответствие содержания высшего и среднего профессионального педагогического образования.