Прежде чем подойти к зданию, спрашиваю у группы юношей, судя по всему местных:  «Это школа?» «Школа!» -  отвечает мне спортивный парень в белой кепке. «Точно знаете?» - переспрашиваю я. Парень улыбается: «Точно! Я ведь учитель физической культуры, только-только окончил пединститут и хочу работать в таком здании!» После этих слов уже смело подхожу к зданию школы, пока навстречу мне идет охранник, осматриваю двор и не могу не сделать несколько фотографий - так все  красиво и современно. Страж дает мне телефон директора, набираю номер, слышу голос Ирины Ивановны Шахуриной,  сообщаю: «Приглашали посмотреть новое здание, вот я и приехала!»
Уже через несколько минут мы входим в этот школьный дворец, и начинается чрезвычайно интересная и радостная  экскурсия по новеньким кабинетам, актовому и спортивному залам,  по мастерским, учебным классам (конечно, прежде всего  мы приходим в класс экологии, ведь 446-я - школа с углубленным изучением экологии). Все это похоже на сказку, осуществления которой  школа ждала очень долго.
Вообще интересна сама по себе история школы: в 1737-1929 годах на ее месте стояла  каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы,  с колокольней, пристроенной к ней в начале XIX века. Церковь Введения в Семеновском относилась к традиционному типу «восьмерик на четверике», ее венчала фигурная барочная глава на высоком тонком барабане, фасады украшали наличники «с ушами» - характерный признак стиля барокко - и полуглавия, деталь архитектуры еще Петровской эпохи. Согласно описаниям 1920-х годов в храме было около сорока древних икон XV-XVII веков. Словом, красота была неописуемая, но в 1929 году, как гласят исторические источники, рабочие   расположенного неподалеку электрозавода настояли, чтобы церковь снесли, а вместо нее обязательно построили школу. Моссовет поддержал ходатайство рабочих, но потребовалось еще девять долгих лет, для того чтобы воплотить рабочий наказ в жизнь: в 1938 году школа была построена, а в  1939-м  первый директор  Екатерина Чернышева на пороге встречала первых  учеников. Новая школа  практически сразу стала  центром общественной жизни: тут открывали избирательные участки,  проводили встречи с жителями окрестных домов, принимали шефов из производственных предприятий, в 1941 году в школе формировали полк Сталинской дивизии народного ополчения. В 1942 году школа стала не только женской, но и практически  педагогическим училищем - семь лет из ее стен выходили выпускники одиннадцати педагогических классов - учителя начальной школы и воспитатели детских садов.  В 1954 году школа стала смешанной, у нее появились  не только ученицы, но и ученики, в 1960 году  школу возглавил новый директор - Генриетта Локшина, а в 1966 году - Ирина  Шахурина. У Ирины Ивановны, можно сказать, здесь прошла огромная  часть ее педагогической жизни (вообще  в системе народного образования Ирина Шахурина работает с 1951 года). Тут Шахурина со  своим коллективом с 1975 года занималась активной деятельностью в области экологического образования и защиты окружающей среды,   превратила образовательное учреждение в школу  с углубленным изучением экологии, которая к тому же  получила за  большую военно-патриотическую работу имя  71-й  гвардейской стрелковой дивизии,  и открыла музей этой дивизии. Ирина Ивановна создала вместе с учителями и учениками в парке «Измайлово» первую в Москве учебную экологическую тропу,  там ребята ежегодно проводят экскурсии для школьников и населения, рассказывают о проблемах сохранения живой природы на территории Москвы.
Все это  и многое другое происходило в старом здании школы. Вообще-то в столице постоянно шли разговоры о том, что школьные здания довоенной постройки нужно заменять новыми, но вот до шахуринской школы дело никак не доходило. Отчасти в том виновата была сама Ирина Ивановна: она так содержала свою школу, в таком порядке, так вовремя проводила всяческие косметические ремонты, что проверяющие всякий раз говорили: «Ну у вас еще школа хорошая, не то что у других!» Внешне все было, конечно,  хорошо, но  контролеры  не видели рассыпающиеся деревянные перекрытия, старый фундамент и многое другое, что могло стать причиной тех или иных проблем. Все радикально изменилось после прихода в столицу на должность мэра Сергея Собянина и на должность министра образования столицы Исаака Калины.  Правительство Москвы 26 апреля 2010 года по ходатайству Департамента образования и префектуры Восточного округа приняло решение №165-ПП  о сносе старого здания и возведении  нового, застройщиком стал  столичный Департамент городского строительства. Ирине Шахуриной было суждено стать  не только хозяйкой на этой стройке, но и сохранить учительский и ученический коллективы за время строительства нового здания, что было   задачей необычайно сложной.
Сначала нужно было  решить, где будут учиться дети и работать учителя. Вопреки расхожим разговорам, что  школы строго распределены по округам и  школам не своего округа руку помощи никогда не протягивают, Ирине Ивановне удалось  на удивление просто договориться с одной из школ соседнего Центрального округа, чтобы пустили часть педагогов и учителей    почти на три года. Остальные переехали в школу родного Восточного округа. В обеих школах 446-я училась во вторую смену, но никто даже не помышлял, чтобы  перейти в другие. Так была решена главная проблема -  проблема организации полноценного учебного процесса.
Но было много других проблем, которые  Ирина Шахурина  решала по-военному  быстро, серьезно и качественно. Например, на освобождение здания 446-й дали ровно месяц, а сколько у нее было всякого имущества?! Так вот с имуществом поступили по-хозяйски. Что-то самое ценное и дорогое коллективу, конечно, увезли с собой,  что-то  отдали на хранение  туда, куда предложила отдать управа, коллегам из других школ. Но были еще мебель, сантехника, оборудование, которые не спрячешь, а самое главное,  никак не используешь потом в новой школе через три года. Уж не знаю, как сумела сделать это Шахурина, но к ее школе одна за другой стали подъезжать грузовые фуры из сопредельных Москве регионов, например, Смоленской, Калужской, Рязанской и других областей, коллеги  тогда за благо посчитали то, что москвичи не списывают такое богатство, а передают им. Зато я знаю, что когда строители в назначенный срок вошли в старую школу, то были изумлены пустотой и чистотой, с таким они еще ни разу не встречались.
На сайте школы много фотографий: и какой была старая школа, и как ее сносили, но, самое главное, как строили. Там есть просто дневник работ на школьном участке: в ноябре 2011-го  уже был вывезен весь мусор с территории и началась подготовка к созданию котлована, в декабре того же года - начало сооружения фундамента, с января 2012 года - возведение этажей. Все споро, качественно, а как иначе, если рядом с прорабом всегда была директор школы Шахурина, если рядом были учителя, которые вели фотодневник строительства? Попробовали бы строители в какой-то день не прийти на работу или  некачественно сделать то, что предписано. Особенно тщательно следили директор и педагоги за установкой стеклопакетов, проводкой коммуникаций, покраской фасада, устройством крыши. Проект нового здания предусматривал создание пятого, технического, этажа,  возможные протечки сразу бы останавливали работу всех коммуникаций, вот и следила Ирина Ивановна со своей командой за качеством работ,  меняла туфли на высоких каблуках на более удобную обувь и забиралась то на крышу, то на пятый этаж, одолевая высочайшие ступени. На третьем этапе директор уже стала придирчивым командиром: требовала красить стены не абы как, а в определенный цвет,   проявляла дизайнерские качества при подборе мебели, штор, сантехники. Наверное, поэтому в школе теперь красота неописуемая, действительно, как во дворце.  А какие учебные кабинеты, мастерские для мальчиков и девочек,  какая библиотека, книги  которой были сохранены все до единой и бережно установлены на стеллажах!  В июне 2013 года был третий этап работы - благоустройство и озеленение. Ухоженная красивая территория  привлекает внимание жителей, не случайно  они постоянно задерживаются у огромного плаката-объявления «Школа принимает учеников в 1-10-е классы» и записывают  телефоны канцелярии. Впрочем, можно не только звонить, но и прямо приходить в школу, ведь хотя до начала нового учебного года еще есть время, весь педагогический коллектив во главе с директором уже на месте и в работе.
Конечно, я не могла не задать Ирине Ивановне  естественный вопрос: проект  нового здания не предусматривает открытия дошкольного отделения, создавать комплекс будет трудно, так как вблизи нет школ и детских садов, как же будет выживать школа, в которой не поместятся ни две, ни три тысячи учеников? Оказалось, что у 446-й и ее директора уже есть свои перспективные планы. Один из них -  творческое объединение с Московским государственным машиностроительным университетом (МАМИ): вуз и расположен неподалеку, и совместная работа у него со школой давно налажена. Второй - пока робко проговариваемый - деловые контакты с Московским институтом развития образования (в самом деле, почему не может быть  жизненным вариант определения  этой школы как  базовой для этого важного научного института, расположенного  тоже недалеко - в здании на Семеновской площади?).
1 сентября 2013 года  ученики 446-й переступят порог школы-дворца. Хочется пожелать им и их наставникам успехов, которых они заслуживают.