Словосочетание «качество образования» часто звучит на педсоветах и в телевизионных передачах, причем именно в связи с активной модернизацией школ, будто получаемое прежде образование качественным не было. Имеется в виду, что чем образование качественнее, тем более квалифицированных работников страна получит в будущем. Для детей и родителей это понятие сопряжено с планами на легкое поступление в вуз и дальнейшую успешную карьеру. Мне же, как преподавателю начальных классов, в которых все начинается, особенно интересно понять, какие факторы действительно влияют на качество образования?
Стать педагогом я решила еще в раннем детстве, наверное, потому, что учителем работала моя бабушка, школьный мир казался мне близким, понятным. Притом я прекрасно представляла все те невероятные сложности, с которыми связана профессия. Поэтому, идя работать в школу - ту школу, где уже пользовались электронными журналами и дневниками, а к урокам готовили компьютерные презентации, - я, словно наивная первоклассница, боящаяся никогда не стать отличницей, волновалась, оправдаю ли новые требования. Впрочем, оказалось, что с той поры, когда бабушка вечерами разминала затекшие пальцы руки, которой только что исписала половину толстой тетради, составляя план занятий, задачи педагогической работы существенно не поменялись, а все инновации лишь естественное следствие технического прогресса, призванное немного облегчить наш труд, подарить чуть больше свободного времени.
Альберт Эйнштейн назвал образование тем, «что остается после того, когда забывается все, чему учили». Именно этим характеризуется для меня качество образования: как много помнит человек из школьных уроков помимо стихотворений, терминов и теорем, механически заученных и выброшенных из головы сразу же после выпускных экзаменов? Стараюсь, чтобы мои ученики помимо склонения существительных вспоминали наши веселые классные часы, праздничные чаепития, поездки на экскурсии. Мне кажется, что процесс обучения надо полюбить. В этом и вижу основную задачу образования: приобретение способности увлекаться, искать и восхищаться. Ведь жизнь не заключена лишь в работе и зарплате, она соткана из интересных знакомств, проникновенных кинофильмов, чарующих мелодий, великолепных картин, старинных городов, оценить такие драгоценности может только тот, кто не привык принимать благосклонно информацию из чужих рук, но добывает ее с маниакальным пылом. Мне хочется думать, что я побуждаю своих учеников мечтать не о прибыльной должности и хорошем социальном пакете, но о вещах, делающих жизнь более запоминающейся, например, написании серьезного романа, совершении научного открытия, прыжке с парашютом. Этому невозможно научиться, наизусть выучив параграф, научиться этому можно, только всерьез увлекшись.
Я считаю, что школа в XXI веке обязана быть прекрасно оснащена технически, идти в ногу со временем, однако при освоении новых горизонтов важно не забывать, что профессия учителя существовала задолго до изобретения компьютера, взращивая великих ученых, писателей, политиков, и теперь не важно, белым мелом мы пишем на доске или черным маркером цель нашей работы остается прежней: сделать обучение не необходимостью, но приятным занятием, которое войдет в привычку на всю жизнь. Только такое образование может считаться качественным, только жизнь, ориентированная на такие ценности, прожита не зря.

Дарья ЯШКОВА, педагог начальных классов гимназии №1526