В школьных реформах, процессах глобальной модернизации и внедрении инновационных подходов к обучению не слышал разве только тот, у кого нет телевизора или Интернета. Сегодня новые стандарты, принципы опережающего обучения, проектная деятельность, интерактивная доска, безбарьерная среда, технологическая карта урока - такие же привычные слова, как классный журнал, перемена или каникулы. Они давно стали частью повседневной педагогической жизни и индикатором профессионализма учителя.
Требования, предъявляемые к специалисту системы образования десять лет назад и сейчас, существенно различаются. Дело не только в стремительной информатизации образования, но и в том, что заметно увеличилась доля родителей, имеющих несколько высших образований, в том, что изменились политические и экономические условия, в том, что в России, как и на мировой арене, сместились акценты в области подготовки выпускников. Не случайно проект профессионального стандарта педагога стал горячей темой для обсуждения и отправной точкой стольких интерпретаций.
В очередной раз приходится констатировать: педагоги оказались первопроходцами. Памятуя о том, что все начинается с учителя, они - кто с полным сознанием дела, а кто и по необходимости - принялись переквалифицироваться, проходить всевозможные курсы, участвовать в вебинарах и стажироваться. Сегодня каждый педагог знает: непрерывное образование - залог конкурентных преимуществ. При этом возникает несколько парадоксальных закономерностей: чем активнее изменяется образовательная среда, тем становится сложнее в ней существовать; чем больше возможностей появляется у педагога, тем больше усилий ему приходится прикладывать; чем стремительнее развиваются отношения в сугубо профессиональной среде, тем более зависимым от работы ощущает себя учитель - не тот урокодатель, который по последнему звонку бежит из школы, а тот, кто пытается во все вникнуть, не отстать, помочь другим.
Иногда необходимо заставлять себя преодолевать эту зависимость. Пока сформировавшаяся бабочка не разорвет стенки кокона, она не сможет называться настоящей бабочкой. Пока педагог не выйдет за пределы своего образовательного учреждения, он не будет считаться столичным педагогом. В городе, который обладает неисчерпаемым множеством образовательных ресурсов, невозможно ограничиваться четырьмя стенами.
Чтобы стать педагогом, нужно научить детей черпать знания из всего, что нас окружает. Нужно музеи, театры, парки, улицы Москвы, даже рекламные объявления сделать объектом исследования (научного, творческого, критического, краеведческого), а также главным инструментом саморазвития. Чтобы стать профессионалом, недостаточно оказаться педагогом школы №1, нужно быть частью большого сообщества, необходимым элементом в слаженном механизме.
Вариантов таких сообществ немало: предметная ассоциация, педагогическая мастерская, сеть творческих учителей, всевозможные советы, региональные объединения. Никто при этом не запрещает состоять сразу в нескольких организациях. Яркое тому доказательство - молодые педагоги Москвы, которые стали членами не только методических объединений и управляющих советов внутри образовательных учреждений, но и активистами окружных советов молодых педагогов, входящих в более крупную городскую организацию.
Заметную роль в развитии корпоративной культуры профессионального сообщества играет Московская городская организация Профсоюза работников народного образования. За много лет была выстроена четкая система взаимодействия этой структуры с органами управления образованием и общественными организациями. Один тот факт, что сегодня каждый окружной Совет молодых педагогов может назвать профсоюзную организацию своим главным партнером, говорит о многом. И дело не только в том, что профсоюз выступает гарантом прав специалистов, обеспечивает досуг педагогов и активно развивает привлекательные социальные программы (Кредитный союз учителей, добровольное медицинское страхование, летние оздоровительные кампании), но и в том, что профсоюз создает оптимальные условия для перехода начинающих специалистов на качественно новый уровень профессионального развития. Иными словами, настало то время, когда выгоднее не столько отстаивать интересы работников системы образования постфактум, сколько с самого первого дня готовить компетентные кадры, способные защитить себя самостоятельно, а еще лучше - предотвратить возможные трудности.
«Кто предупрежден, тот вооружен» - за много веков эта фраза не стала менее актуальной. Быть вооруженным знаниями, на шаг опережая других, сегодня выигрышно и престижно. Именно поэтому такую востребованность у молодых педагогов приобрели мероприятия, проводимые Московской городской организацией профсоюза: ежегодные семинары на базе Центральных профсоюзных курсов МФП, традиционный летний лагерь-семинар, в рамках которого начинающие специалисты показывают свои мастер-классы, конференции и тематические семинары, межрегиональные встречи, конкурсы на разработку лучшего профсоюзного урока и лучшего эссе «Педагогический старт», интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Весьма показательно: вся работа, сконцентрированная вокруг молодого педагогического сообщества, направлена на выявление потенциала начинающих специалистов и подготовку кадрового резерва, то есть тех людей, которые готовы работать в изменившихся условиях. Это дает надежду на то, что слова Лешека Кумора «мы приспосабливаем мир к себе, а потом никак не можем приспособиться к приспособленному миру» не воплотятся в жизнь, зато слова Норберта Винера станут нашим профессиональным императивом.

Мария СКОВОРОДКИНА, методист ОМЦЦОУО