Об образованных
В Законе «Об образовании» об этом все написано, но, как говорил классик, счастье каждый понимает по-своему... Я всегда говорю, что образованный человек  - это человек, у которого сформировано правильное отношение к миру  и к себе в этом мире. Правильное - значит человек умеет во взаимодействии с миром приносить миру пользу и не вредить себе. Это, наверное, очень сложно, ведь  для этого нужно много знать, уметь,  понимать, но это главное, а  все остальное, как мне кажется,  вспомогательные вещи, для того чтобы понять  мир и свое место в этом мире.  Ведь большинство конфликтов возникает  из-за того, что у людей  не сформировано адекватное отношение к миру и к себе в этом мире.

О чтении, и не только
Чтобы читал ребенок, родителям нужно читать. Но надо понимать, что книга - это не только один носитель информации,  что книга - смысл, но, может быть,  есть и новые формы получения информации, просто  мы, как говорят наши дети и внуки,  чего-то «не догоняем». Я могу признаться, что, как-то мельком увидев несколько кадров «Аватара», с ужасом подумал  о том, что смотрят наши дети. А потом у меня был счастливый момент - несколько часов свободного времени,   я посмотрел этот фильм и вдруг понял, что там достаточно много серьезного смысла, облеченного в формы, очень  доступные детям. Поэтому, наверное, нужно просто взаимно уважительно относиться к формам  общения с миром. У молодого поколения сегодня такая форма, причем они намного терпимее к нам,  чем мы к ним: в их системе координат мы такие отсталые, ничего не знаем, ничего не умеем и не понимаем, но они нас терпят, замечаний  не делают, свое видение не навязывают. Думаю, нужно, чтобы дети читали, но решать это нужно в первую очередь с нашим искренним и глубоким интересом  к их образу жизни,  с попытками не отставать от детей,  тогда есть надежда, что в ответ мы получим их интерес и уважение к нашему образу жизни, заинтересованность, что  им захочется узнать больше о нашем образе жизни, о наших способах мышления, общения с миром. Возможно,  тогда многое они возьмут от нас. Попытка  же невзаимного воздействия даже по законам физики неэффективна - всякое действие равно противодействию.

Об учебниках простых и электронных
Благодаря решению Правительства Москвы все учебники, нужные школам и входящие в федеральный перечень, приобретают за счет  городского бюджета, сегодня уже идет поставка учебников на новый учебный год, так что приобретать их родителям  за свои деньги не нужно ни в коем случае. К сожалению, редко субъекты РФ берут такие заботы на себя,  сейчас, после указания прокуратуры, они пойдут вдогонку за Москвой, вводя бесплатные учебники для всех учеников. Москва в этом году проводит апробацию электронных учебников. Электронный учебник - условное название, это не текст обычных учебников, переведенный в электронный вид, это очень  широкое понятие, там должны быть и текст учебника, и иллюстрации в электронном виде, и видеофрагменты в электронном виде, которые нужны  для той или иной темы, и методические  материалы для учителя, и «репетиторы» для ученика, и диагностические материалы для его самопроверки. То есть такой учебник - понятие широкое, поэтому  мы относимся к нему с большой надеждой. Кроме того, если ребенок ходил бы, условно говоря, с одним ноутбуком или с одним айпедом, для того чтобы  не носить  тяжелый ранец с семью учебниками, это было бы здорово, а самое главное   - расширило то содержание образования,  с которым ребенок смог бы легко ознакомиться. Более того, речь идет о том, чтобы то, что мы называем электронным учебником, было постоянно обновляющимся, чтобы через  свое компьютерное устройство человек мог  из Интернета  прибавить  новый материал  к  тому, что у него уже есть. Проблема работы с ноутбуком или айпедом при электронных учебниках разработчикам поставлена, и они над этим работают. Нам нужно, чтобы был удобный сервис. Такие разработки сейчас идут,  но должен сказать, что, к сожалению, разработок, полностью устраивающих московское учительство, пока нет, поэтому в прошлом  году Правительство Москвы инициировало такой конкурс. Из 88 предложенных  были отобраны для апробации всего 11 учебников, апробация показывает, что даже не все 11  можно  будет дальше использовать. С огорчением отношусь к заявлениям, что   процесс идет очень медленно, сейчас Департамент образования, Правительство Москвы  (Департамент информационных технологий) очень активно работают со всеми разработчиками электронных учебников, которые только есть, для того чтобы все было быстрее, но качественнее. То есть пока, к сожалению, таких электронных учебников, которые бы по своему качеству устраивали московское учительство, у нас нет, но их разработка  идет, кстати, вместе с учителями Москвы - мы в шестидесяти школах столицы  позволили  разработчикам провести  апробацию. Учителя Москвы, работая в режиме апробации, дали огромное количество очень дельных,  полезных предложений, поэтому мы надеемся, что тот продукт, который, по сути, уже будет результатом  издательств, всех электронных фирм и учительства Москвы,  станет удобен и учителям, и ученикам, и родителям. Это наше недалекое будущее, более широкая и масштабная апробация будет идти и дальше.

О платности и бесплатности учебы в школе
В одном из телесериалов  говорили: «Трудно понять логику непрофессионалов».  Допустимая академическая, то есть учебная, нагрузка  учеников школ определяется    Санитарными нормами и правилами. В этом документе Роспотребнадзор четко прописал: в первом классе может быть всего двадцать уроков в неделю, во втором - двадцать два,  далее идет плавный рост, в десятом и одиннадцатом классах может быть по тридцать семь уроков,  большее количество уроков - учебных занятий в классическом понимании - не может быть у ученика в соответствии с требованиями СанПиНов.  Министерство образования и науки РФ утвердило федеральные государственные стандарты, в которых  определено, сколько часов за счет бюджета гарантируют каждому ученику.   Это число гарантированных часов с абсолютной точностью совпадает с ограничениями  СанПиНов, то есть  нижняя граница, которую гарантирует стандарт, точно  совпадает с той, которую разрешают  СанПиНы. Поэтому никаких  платных уроков в школе не может быть по определению,  ибо тогда это будет невыполнение стандарта, что недопустимо, или нарушение СанПиНов, что тут же карается. Школа может организовать для своих учеников (и не только для своих) различные дополнительные образовательные услуги (услуги от слова «служить», что может быть лучше служения москвичам!), в том числе и платные. Но это не входит в стандарт образования, а того, что  нужно изучить по стандарту, вполне достаточно для хорошей сдачи ЕГЭ, вообще для жизни и работы в обществе. Это все гарантируют те самые  37 часов за счет бюджета, которые  прописаны в стандарте, поэтому  я хотел бы, чтобы все это понимали. Скажем, для того чтобы ввести третий час физической культуры и прибавить один час к СанПиНам,  нам потребовалось  много времени - Министерство образования и науки РФ  долго отказывалось  заменить какой-нибудь учебный час на   третий  урок физической культуры. В конце концов Роспотребнадзор согласился с тем, что урок физической культуры не академическая нагрузка, а, наоборот, в какой-то мере разгрузка,  увеличил количество часов в СанПиНах, тем самым дав  возможность Минобрнауки РФ добавить  один час в учебный план. Поэтому не умещаются никакие платные уроки в требованиях СанПиНов.  

О физкультуре и культуре
К сожалению, очень часто, приезжая в школу и заходя в спортзал, я вижу, что 8-10 ребят сидят на скамейке. Понимаю, что они могут быть освобождены от физкультуры (как будто это что-то обременительное, от чего нужно освободить!), но, думаю,  проблема тут  заключается в наших очень консервативных методиках преподавания  физической культуры. Уверен, что  все-таки к физической культуре (а мне здесь кажется главным слово «культура») люди приходят, как правило, через интерес к какому-то виду спорта. Человек начинает заниматься каким-то видом спорта и через него входит в большой массив  общей физической подготовки, желая добиться успехов в спорте, он получает   хорошую общефизическую подготовку, физическое развитие, приобщается к физической культуре. Мы недавно проводили встречу с городской Федерацией баскетбола, я рад, что коллеги очень похоже смотрят на проблему,  мы попробуем разработать примерную программу физической культуры, стержнем которой будут разные виды спорта. Сегодня нет проблемы организации таких занятий, так как школы в  Москве в самом деле достаточно  солидные, имеют много классов в  параллели,  может быть, один класс захочет заниматься физической культурой, в основе которой   баскетбол,  другой - лыжами, третий класс - еще чем-то. Но уроки физической  культуры должны быть все-таки  спортивно ориентированными, причем не ради побед на соревнованиях, а ради того, чтобы ребенок, интересуясь видом спорта, желая добиться в нем каких-то успехов, приобщался к физической культуре в культурном контексте, получал физическое развитие. Тогда, я надеюсь, на скамейке   не будет ребят, теряющих сорок пять минут своей драгоценнейшей детской жизни.

О приеме в первый класс
Запись в первый класс в основном закончилась,   зарегистрированы  на портале более 85 тысяч первоклассников, 84 тысячи уже зачислены в первый класс, тысяча семей все еще выбирают школы для своих детей. Обычно есть еще семьи, которые приедут в Москву или уедут, по нашим расчетам, в итоге  первоклассников будет около 90 тысяч. Школу выбирают родители,  сегодня гораздо больше тех, кто понимает, что образование  там  должно быть качественным. Если оценивать качество как интегральную позицию,  то  школа, расположенная  близко к дому, серьезная составляющая  качества жизни ребенка, потому что не секрет, что по Москве на любом виде транспорта  возить ребенка по утрам в школу и из школы - серьезная угроза  его здоровью и безопасности. Сегодня все большее количество школ  стараются обеспечивать то качество образования, которое удовлетворяет московские семьи. При этом 579 школ (раньше таких школ было около 300) Москвы по итогам 2013 года имеют хотя бы одного ученика, который на городской предметной олимпиаде  почти российского уровня стал победителем или призером, это говорит о том, что в этих школах  есть серьезная, уважительная атмосфера, возможность для ученика получить  качественное образование. 579 школ покрывают  очень равномерно площадь Москвы, такие школы  есть в каждом районе, может быть, даже в каждом микрорайоне. Поэтому гоняться за какой-то супершколой  и из-за этого поднимать ребенка по утрам на два часа раньше, гонять по дорогам на транспорте нет никакого смысла. За каждым домом закреплены, как правило, несколько школ, стоящих поблизости, у родителей есть теперь широчайшие возможности выбора нужной школы. Не случайно семьдесят один процент московских первоклассников  поступили в школы в своем микрорайоне.  Остальные  живут не по месту регистрации, поэтому ушли в школы по фактическому месту жительства. Многие школы нынче открыли в своем составе дошкольные отделения,  поэтому дошкольники переходят сразу на учебу в эти школы без проблем, если родители на это согласны. Таких детей у нас сегодня 7 тысяч. Когда у людей есть выбор, то есть и те, кого не выбирают, тех школ, которые не могли набрать первые классы, стало много меньше, многие из них приняли решение  войти в состав тех школ, которые москвичи выбирают. Это не значит, что нет какого-то количества  школ, которые все еще не выбрали, их около 30, пока идет  поиск решения, что делать дальше,  вместе с управляющими советами этих школ. Это может быть вариант вхождения в состав востребованной школы, есть варианты смены управленческой команды, чтобы «поднять» такую школу. Мы знаем одно: в столице не должно быть таких школ, которые не нужны москвичам.  Мы даем время на набор детей только школам-новостройкам, которые только-только открылись.

О единой  школьной форме
На сайте Департамента образования опубликованы и соответствуют рекомендациям Министерства образования и науки РФ, Роспотребнадзора некие очень общие требования к школьной форме. Департамент образования не будет устанавливать никакой единой  формы, это дело самого образовательного учреждения, которое через свои конференции примет решение,   то есть своя форма будет лицом   каждой школы.  Если школы будут отсылать  родителей к приобретению формы в  так называемых аффилированных фирмах или  предприятиях, то это предмет для рассмотрения правоохранительных органов. Что касается  цены формы, то, думаю, родители  при покупке необходимых вещей для ребенка должны сами правильно относиться к  их стоимости: то, что подешевле, иногда бывает и покрепче, и поудобнее, чем дорогое.