И как такие чудаки в школе появляются? Денис и не должен был там оказаться - мечтал быть юристом, но родители уговорили поступить в железнодорожный техникум, и ведь окончил с красным дипломом (не может он, судя по всему, в чем бы то ни было не дойти до конца), а потом пошел на инженерно-физический факультет ЕГУ имени Бунина. Думал, станет инженером, но пошел на педпрактику и пропал: понял, как это сложно и... увлекательно - готовить урок, держать внимание класса (в волшебные мгновения, когда ребята смотрят на него не дыша, он влюбился сразу) и преодолевать себя. На первом уроке от волнения в горле у него так пересохло, что все время приходилось пить.    
Да где же им, таким чудакам, и быть, как не в школе? Лучше в маленькой (как казалось вначале) - вакансия в селе Ищеино пришлась как нельзя кстати. И дальняя дорога с двумя пересадками была даже на руку - можно было оставаться в своем королевстве как можно дольше. Он не думал о зарплате или жилье. Зачем? Школа дала ему безграничную свободу быть кем угодно - артистом, режиссером, сценаристом, фотографом, психологом, даже тренером (играл в волейбол с трудными ребятами, к которым иначе не пробиться). Вел все кружки, какие только можно вообразить. Потому что ин-те-рес-но!
- Мне интересно все - от экономики и психологии (некоторые приемы я использую на уроках) до театра и журналистики, - утверждает Клоков.
Это вообще главное для него понятие и смысл его жизни. Он же секрет любви детей (он нашел, по собственному признанию, золотую середину между учителем и другом) и профессионального успеха. Если интересно ему, значит, и детям. Если детям, значит, и ему. По-другому даже не хочет.  
- Интерес, близость к жизни - главная мотивация у современных школьников, - Клоков может говорить и педагогическими категориями. - Сначала я нахожу то, что интересно детям, а потом через это развиваю все прочие компетенции.
Более того, он считает, что всю систему образования нужно перестроить, ставя во главу угла интерес.
Физику и информатику скучно преподавать он тоже не может. Все у него через театрализацию или неожиданные образы. То превратит задачку про переправу волка, козы и капусты в сценку, то устроит физический хоккей в группах, то силу трения попросит показать с помощью лунной походки Майкла Джексона. Очень он свою школу на 100 человек любил,  там можно было индивидуально с каждым ребенком работать. В его классе вообще было два человека. А воздух, а заповедная тишина и красота? А уютная кирпичная школа дореволюционной постройки?
И все-таки директор Красненской школы Сергей Николаевич Зотов уговорил Клокова перейти к нему. И соблазнил не столько современным оборудованием и перспективами, сколько личными качествами. Это ж надо, найти такого директора, которому тоже все интересно! Он и поет, и танцует, и рисует, и заражает всех новыми идеями, и, главное, все вокруг него вертится, кипит, брызжет красками. Он и хронически застенчивого на публике Клокова на сцену вытолкнул. К тому же Денис Алексеевич обнаружил, что и с большими классами (по 30 человек, всего в школе в Красном учатся 700 учеников) ему работать нравится - больше характеров, больше чего сотворить можно.  
А чем современная молодежь больше всего сейчас увлекается? Общением в соцсетях и гаджетами. И Клоков вытащил на свет давнюю любовь к фотографии (15 лет уже занимается),  фото ведь всем девчонкам и мальчишкам в ВКонтакте вывешивать нужно! Теперь вся школа в изумительных пейзажах и разной степени изобретательности портретах. Попутно в фотоконкурсах побеждают,  к примеру, стали призерами областного этапа Всероссийского конкурса фотолюбителей «Юность России».
Прекрасным зеркальным фотоаппаратом, добытым директором, он с ребятами и видео снимать умудряется - не только все школьные мероприятия (по два в день!), но и музыкальные клипы, и фильмы. А мультик «Обязанности кота» Данилы Зотова признали лучшим на Всероссийском конкурсе детского экранного творчества «Весенняя капель».
- Причем мы отправили 3-4 разные вещи, но победили не те, где я приложил руку (написал сценарий, сделал профессиональный монтаж по Кулешову), а целиком детский мультик, и я рад! - улыбается Денис.
Само собой, все мультимедиа школы на нем, а еще кружки, а еще дистанционное обучение (сам подключился на домашнем компьютере к серверу, который позволяет проводить вебинары). Из школы уходит в 8 вечера, и очень этим доволен. Хочет еще электрическое пианино освоить и, может быть, снова начать рисовать (он еще и специальность «художник» имеет).
- Посмотрите на счастливого человека! - говорит ребятам про себя.
Те смотрят и видят. А для него главное - донести до них, что тяга к познанию и отличает человека от животного. И что материальные ценности не так важны, хотя его же пример доказывает ребятам, что зарплата человека, делающего то, что ему нравится, может быть приличной. Хотя для Клокова что начальные 3,5 тысячи, что нынешние 35 (директор поощряет талантливых коллег из стимулирующего фонда), кажется,  не имеют значения.
- Я хочу, чтобы в ребятах осталось что-то от меня, - признается Денис.
И вроде получается. Двое его учеников поступили в театральные учебные заведения и уже работают в липецких театрах. У другого мальчика своя фотостудия в Нижнем Новгороде. Одна девочка учится в Москве в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, другая - в Московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева. Третья хочет поступать на факультет журналистики, и Клоков поклялся, что все для этого сделает.
Интересно, что его энтузиазм совсем не исключает честолюбия. Клоков уже трижды участвовал в конкурсе «Учитель года». В 2012 году вошел в пятерку лучших на областном уровне. Хотел победить, но спокойно сделал выводы из поражения. «Был сильно зажат во время публичных выступлений», - говорит. Вот победит скованность, и выйдет в российский финал.
- Я уже пообещал себе и директору, что до той поры не успокоюсь, - признается Клоков. - Я ведь не просто так хочу победить, а знаю, что нужно сделать, чтобы образование быстрее изменилось в лучшую сторону.
И опять улыбается. Может, правда, знает?