Казалось бы, что такого могут показать не имеющие опыта (кроме педпрактики) выпускники вуза? Оказываются, могут. Фейерверк идей и креатива, не скованного еще опытом неудач и школьного формата. Победителей, как правило, расхватывают директора лучших городских школ, непременно приходящие на «Надежду». Уходят они и в науку, и на телевидение. Эта номинация выделяет самых ярких еще на взлете. Это липецкое ноу-хау.
Как возникла сама идея?
- Будучи в жюри как городского, так и областного конкурса «Учитель года», я все время думал: что бы такое придумать для нас? - поделился с нами ректор ЛГПУ Павел Бугаков. - И в 2006 году я предложил тогдашнему председателю Департамента образования администрации  Липецка идею конкурса в общих чертах. Анна Митрофановна Шамаева согласилась включить его как номинацию в городской конкурс и предложила назвать ее «Надежда».
В том же году прошел первый конкурс, соучредителями которого стали кроме липецкого Департамента образования и ЛГПУ городской комитет Профсоюза работников народного образования и науки, городской клуб «Учитель года». Структуру придумали такую: первый этап - внутривузовский конкурс (проходит в ноябре-декабре на базе школы), второй - городской (в феврале опять-таки на базе школы), куда проходят лучшие студенты. В обоих турах участники готовят творческое эссе о собственном видении педагогической деятельности (так называемую педагогическую концепцию) и проводят открытые уроки на незнакомом классе.
Что же заставляет студентов в свою горячую выпускную пору - на пятом курсе ведь сдаются госэкзамены и защищаются дипломы - участвовать в конкурсе? Да еще рваться туда? Сейчас каждый факультет норовит выставить по 2-3 участника (в итоге в первом туре по 15-20 человек, из которых до второго дойдут 5-7), при этом постоянно просят ректорат увеличить число претендентов.
- У студентов по ходу участия в конкурсе меняется отношение к школе, - говорит зав. кафедрой теории и истории педагогики Николай Кузьмин.
Доказательство тому - победители и призеры «Надежды».
Призер конкурса 2011 года Ольга Суханова признается: и сейчас следует сформулированному в ходе бессонных ночей и стресса лозунгу «География повсюду, география везде!». Выступила девушка замечательно, и сразу после открытого урока, когда она «пребывала еще в легком тумане», к ней подошла директор принимающей школы,
12-й гимназии, и предложила у них поработать. И вот уже 2,5 года Суханова работает учителем географии и биологии в одной из лучших школ Липецка.
- Для меня «Надежда» стала судьбоносной, - говорит Ольга Александровна. - Такие конкурсы нужны, на них открываешь все свои способности, даже те, на которые ты думал, что не способен. Участие в конкурсе окрыляет, дает уверенность в себе. Да и друзей тоже.
С Павлом Азаровым Ольга подружилась именно во время подготовки к конкурсу. В 2011 году Павел стал победителем в номинации «Надежда». Его тоже пригласили в 12-ю гимназию, но он, по его словам, поскромничал. Впрочем, уже вскоре блестящего молодого информатика пригласили в центр «Стратегия», где он с удовольствием работает с одаренными детьми. Служил Азаров и ассистентом кафедры прикладной математики и информационных технологий в ЛГПУ. А еще Павел Николаевич в аспирантуре учится - это, кстати, приз победителю от альма-матер. Но и это не все: наш герой перенес собственное увлечение интеллектуальными играми на учеников и руководит клубом школьников «Что? Где? Когда?» при «Стратегии». Ребята проверяют свою эрудицию на турнирах. Так, в этом году две школьные команды Липецкой области впервые попали на чемпионат России. Съездили также на Молодежный кубок мира и Международный турнир «Южный ветер» по «Что? Где? Когда?». В первом синхронно по всей стране и ближнему зарубежью участвовало более девятисот команд, в последнем - более пятисот.
- В итоге все три наши команды в «Южном ветре» попали в первую сотню, лучший результат - 19-е место, - говорит Азаров. - Я считаю, неплохо для первого раза.
Призер «Надежды» этого года Вера Кладова пока не успела проявить себя вне стен вуза - в этом сентябре она только приступает к работе. Но если бы не конкурс, возможно, вообще бы не пошла в школу.  Таким скука противопоказана. Со своего школьного детства терпеть не могла стандартных уроков, не устраивал девушку и вынужденный идеализм энтузиастов, получающих за свое «горение» гроши. У нее мама такая, та и настояла на учебе дочки в педвузе. И вот судьба: девушка, которая должна была участвовать в конкурсе, сломала ногу, и методист родного Вере факультета иностранных языков попросила ее выступить.
- У меня были сутки, чтобы все придумать, - рассказывает Кладова. - Я перепугалась, не спала ночь, потом заснула, и меня осенило.
В итоге Вера зарифмовала свою педагогическую концепцию под рэп на французском языке (оцените изыск!) - стихи-то писала с детства. Плюс подключила действие на сцене - вместе с ней читали отрывки ученики. Не менее креативные идеи по построению урока ей помогли структурировать методисты и зав. кафедрой.  
Ректор ЛГПУ посещает все уроки своих студентов - ему, как педагогу, до сих пор безумно интересно: чем его удивят на этот раз? И они не разочаровывают.