На главном направлении
Согласно статистике за эти 13 лет наблюдается вполне закономерный рост интереса педагогов и школьников к акции. Причем в последнее время особенно. Что, впрочем, неудивительно, ибо идея социализации подростков, развития их гражданственности и патриотизма в процессе социального проектирования заложена сразу в нескольких фундаментальных документах, принятых на самом высшем уровне. Среди них:
    Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.
    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
    Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г.
    Фундаментальное ядро содержания общего образования.
- Каждый, кто участвует в нашем движении или хотел бы к нему присоединиться, должен помнить, что это и есть самое настоящее деятельно-ориентированное воспитание гражданственности и патриотизма в их современном понимании, - говорит руководитель регионального Центра гражданского образования Самарского института повышения квалификации работников образования, кандидат исторических наук, бессменный член жюри акции Владимир Пахомов. - Ведь просто провозглашать лозунги и проводить какие-то, пусть даже и очень полезные, но разовые мероприятия, мало, чтобы ребята выросли, понимая и ощущая свои силы и возможности сделать страну лучше, чище, красивее. А здесь им ничего не надо внушать - они и без того находятся в теме круглый год.
Деятельный патриотизм - вот главное, что объединяет все проекты акции «Я - гражданин России». Именно деятельность в данном случае лучше всего выражает любовь к Родине, считает другой член жюри, руководитель Центра дошкольного и общего образования Московского института развития образования, доктор педагогических наук Андрей Иоффе.
- На самом деле разговоры о том, что сейчас у нас в обществе якобы не хватает патриотизма, не соответствуют реальности, - считает он. - Как раз патриотизма у нас более чем достаточно, но лишь на уровне слов. А вот с гражданственностью реальная и серьезная проблема. Поговорить о любви к России, поклясться умереть за нее, если что, - это да, это легко. Но пошевелить хоть пальцем, чтобы решить хотя бы одну из окружающих нас проблем - тут же находится куча отговорок, виноватых и пр. А эти ребята берутся за решение вопросов, к которым взрослые боятся прикоснуться, и доводят их до логического конца. Их гражданская позиция внушает глубокое уважение.

Нерешаемых проблем нет!
Конечно, проблема проблеме рознь, и не все детям по силу. Однако они берутся за то, что могут, и занимаются тем, что им близко и волнует. К примеру, ребята из Толкаевской школы Оренбургской области, проведя опрос, выяснили, что на самом деле жителей их села куда больше волнует отсутствие церкви, чем добротной переправы через речку. Но если построить храм им не по силам, то добиться у местной администрации возведения моста они все-таки смогли, за что жители им безмерно благодарны. А попутно, кстати, власти приняли решение об организации в селе молельного дома.
А у ребят из тольяттинской школы №26 Самарской области другая реальная проблема - рядом с их учебным заведением долгие годы стоит недостроенный и уже полуразрушенный бассейн, средоточие алкоголиков, шпаны и источник опасности для подростков. Они много раз пытались добиться от властей либо сноса этого объекта, либо его реконструкции, однако поскольку хозяином бассейна был местный депутат, дело спускали на тормозах. Тем не менее ребята добились своего - на уровне области наконец принято решение о сносе здания. И это их победа!
В столице Калмыкии у выпускников 9-х классов самый главный вопрос - где продолжить образование. Как выяснили ученики школы №21 Элисты, в городе отсутствует какой-либо единый и авторитетный источник информации, способный помочь ребятам определиться с выбором, поэтому каждый вынужден решать проблему в одиночку. Поэтому было принято решение помочь сверстникам и создать специальный сайт http://9bclassschool21.ucoz.ru/, где каждый мог бы найти для себя учебное заведение по вкусу.
Тема толерантного отношения к представителям другой национальности, народа, вероисповедания сегодня в ряде регионов крайне актуальна. Ученики школы №1 подмосковного Орехово-Зуева разработали проект, призванный помочь прийти к компромиссу в этом деликатном вопросе. И теперь, спустя год, они могут смело утверждать, что инициатива удалась: классы стали более дружными, отношение родителей и учеников к школе - более лояльным, количество конфликтов заметно сократилось.
Всего же в финале было представлено 19 проектов команд из 18 субъектов РФ. Кто же в итоге стал победителем?

На первый-второй-третий...
Лучшим признан проект «Ты молод! Ты можешь! Ты поможешь?» школы №6 Грачевского района Ставропольского края, направленный на развитие добровольного донорства. Ребята развернули у себя в регионе активную пропаганду здорового образа жизни среди молодежи, организовали акцию «Стань донором!», а также провели дни донора. Благодаря их усилиям 387 человек Грачевского района сдали 163998 миллилитров крови. И теперь здесь функционирует постоянно действующий донорский пункт.
Второе место жюри отдало проекту «Восстановление нерестилища - уверенное будущее завтра» команды Николаевской школы из Камчатки и «Каталогу-справочнику по Аллее Памяти Пискаревского кладбища: у подвига нет национальности», который составили ребята из Санкт-Петербурга. Николаевцы спасли от загрязнения реку Паратунка, в которую заходят для нереста лососи. А воспитанники Дворца детского и юношеского творчества Московского района Северной столицы, узнав, что в списке захороненных блокадников содержится далеко не полная информация о героических защитниках города-героя, задумали восполнить этот пробел.
Наконец, третье место также было решено присудить сразу двум проектам: «Трудовые династии - живая история района» команды школы №1 из Кинель-Черкас Самарской области и «Дорога в школьную страну нужна тебе, мне и ему» учащихся школы №763 Москвы. Усилиями кинельчеркасцев была разработана программа мероприятий, направленная на поднятие престижа и сохранение семейных трудовых династий. Этот опыт настолько интересен, что его готовы перенять и в других регионах. Москвичи же взялись за решение проблемы, которая в последние годы приняла угрожающие масштабы. Обнаружив, что около школы нет удобного подъезда для автотранспорта, ребята добились решения окружной комиссии по безопасности дорожного движения оборудовать дополнительный выезд.

Расширяя границы

Тот факт, что в регионах школы стали гораздо активнее включаться в акцию «Я - гражданин России», с одной стороны, не может не радовать, ведь идея в ее основе заложена, согласитесь, весьма позитивная и полезная. С другой стороны, как выяснилось, это вызвано новыми подходами к аттестации педагогов, когда люди начинают проявлять инициативу не ради конечного результата в виде реального дела, а всего лишь для получения сертификата участника. Такое отношение, уверена первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», председатель жюри, кандидат педагогических наук Ирина Димова, способно дискредитировать идею акции в глазах общественности.
Тем не менее спасти ситуацию можно, организовав отлаженную систему методической поддержки и сопровождения этого мероприятия с самого начального этапа до финала. Кроме того, следует более подробно освещать опыт участников акции прошлых лет, делиться идеями, касающимися технологии социального проектирования, как это сделано, например, в Красноярске. По словам методиста краевого Дворца пионеров и школьников Павла Ладухина, у них в регионе подобная работа идет сразу по нескольким направлениям - курсы повышения квалификации, специализированные интернет-сайты, ярмарки проектов, очно, дважды в год, и т. д.
Что же касается будущего акции, то, как неожиданно выяснилось в ходе опроса ее участников, многие из выпускников школ сильно расстроены, что в вузе им, увы, уже не придется заниматься столь интересным и ставшим уже привычным делом.
- Я в проектах участвую уже несколько лет, - говорит Надежда Лебедева, выпускница Ропшинской школы Ломоносовского района Ленинградской области, фактически уже студентка педвуза. - И делаю это вполне осознанно, для своего развития и совершенствования, мне это надо как будущему историку и учителю. Жаль, что акция «Я - гражданин России» касается только ребят школьного возраста, ведь если бы ее распространили и на вузы, я была бы просто счастлива. И абсолютно уверена, меня бы поддержали тысячи тех, кто в свое время был активным участником социального проектирования, а потом был вынужден отойти от дел.
А в самом деле, почему бы и не расширить границы акции, подключив к ней учащихся не только школ, но ссузов и вузов? Все в наших руках, не правда ли?

P.S. Обращение к участникам акции председателя Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации РФ, члена Координационного комитета по реализации плана мероприятий Национальной стратегии действий в интересах детей Зинаиды Драгункиной читайте на нашем сайте www.ug.ru


Краснодарский край, фото автора