- Евгений Юрьевич, почему эта встреча вторая?
- Потому что первая состоялась в Москве в ноябре прошлого года. Это была Всероссийская конференция памяти Леопольда Антоновича Сулержицкого, ученика великого Станиславского, удивительного человека и одного из первых российских театральных педагогов. Именно Сулержицкий, творчески восприняв открытия Станиславского в области театра, его систему, впервые задумался не только о ее театральной сути, но и о ее педагогическом, воспитывающем значении. Посудите сами - одно из главных требований системы, созданной великим реформатором театра, было требование воспитать человека. Можно даже написать это слово с большой буквы - Человека. Не актера или режиссера, что само собой разумеется, а именно Человека! Потому что с Человека начинается все - театр, искусство, вообще  жизнь.
Сулержицкий создал студию, где учил своих учеников не только театральной профессии, но и жизни. Одной из ключевых тем петербургской встречи станет именно тема ученичества, понятая не только как возможность передавать и усваивать те или иные знания или навыки (в нашем случае - театральные), но более широко - как творческое и человеческое взаимодействие учителя и ученика, как взаимообогащение, если хотите,  как искусство.
В подзаголовок нашего форума мы вынесли слова «Великие Учителя».
- Речь пойдет снова о Сулержицком?
- И о нем, конечно, тоже. Но есть еще два великих имени, о которых нам хотелось бы поговорить, - это Матвей Дубровин и Зиновий Корогодский.
- Если можно, расскажите о них.
- С удовольствием! Тем более что мне выпало счастье лично знать их обоих, учиться у них. Матвей Григорьевич Дубровин в середине прошлого века создал в Петербурге, тогдашнем Ленинграде, уникальную систему воспитания детей театром. Это очень сложная система, философская, но если говорить простым языком, она предполагает полное, целостное, как говорят ученые, погружение ребенка в театральное пространство, в театр как таковой. Матвей Григорьевич основал Театр юношеского творчества (ТЮТ).
- А Корогодский?
- Зиновий Яковлевич Корогодский, можно сказать, открыл новую страницу в истории детского театра. Я имею в виду знаменитый ленинградский Театр юного зрителя (ТЮЗ) эпохи 60-х.
- Насколько я знаю, эти два театра - ТЮТ и ТЮЗ - успешно существуют сегодня в Петербурге.
- Да. ТЮЗу скоро исполнится 100 лет…
- А ТЮТу?
- Шестьдесят. Мы помладше. Когда-то нас так и называли - «младший брат ТЮЗа». Вот в этих двух «намоленных» местах и пойдет речь о творческом и педагогическом наследии Великих Учителей - Матвея Дубровина и Зиновия Корогодского. Кроме того, предполагаются еще две форумные площадки - Гуманитарный университет профсоюзов и Смольный институт, где не так давно открылся первый в стране факультет, готовящий руководителей и режиссеров театра детей. Это очень важная и востребованная сегодня профессия. Этот факультет возглавляет профессор, доктор педагогических наук Ольга Антонова.  
- А о чем еще кроме знакомства с творческим наследием Великих Учителей пойдет речь на форуме?
- О таком важнейшем явлении, как школьная театральная педагогика. Она необыкновенно разнообразна в своих формах, методах, проявлениях. Начнем хотя бы с того, что ШТП (так ласково мы называем это вполне научное и серьезное направление) корнями уходит в далекое прошлое, в глубь веков. Уже в ХVI веке были школьные театры! А сегодня их количество увеличивается день ото дня. И это еще не все: речь ведь идет о том, чтобы сделать театр одним из предметов, который изучают в школе, ввести его в школьную программу. И о том, чтобы разные методы театральной работы - этюды, ролевые игры, освоение предлагаемых обстоятельств и многое другое - использовать при изучении самых разных школьных предметов, не только литературы и иностранных языков, но даже математики, физики, географии и тому подобного. Так давно уже сделано во многих европейских странах. И, поверьте, польза от этого  великая!
- Воспитание квалифицированного зрителя?  
- И это тоже. Но главное - человека! Культурного, современно мыслящего человека ХХI  века. Мы с вами об этом уже говорили.
- Можно повторить еще раз.
- Много раз можно и нужно повторять: театр и образование - две вещи неразрывные. Радостно сознавать, что наше общество стало это понимать. Судите сами,  в попечительском совете нашего форума выдающиеся деятели российского и мирового театра: Лев Додин, Александр Галибин, Вениамин Фильштинский. Педагогическая наука представлена такими крупными именами, как президент научно-образовательного комплекса «Сурао» профессор Гейдар Иманов, президент Петровской академии наук и искусств профессор Леонид Майборода, генеральный директор Санкт-Петербургского Дворца творчества юных Мария Катунова.
- Так что разговор предстоит серьезный?
- Главное, чтобы он был продуктивным. Мы ведь не только собираемся делиться опытом, мы ждем от тех, кто приедет к нам,  а это, я полагаю, будут люди со всей России, чтобы они рассказали о своих Великих Учителях. В том, что они есть, были и будут, я нисколько не сомневаюсь, а о некоторых просто знаю доподлинно. Надо, чтобы их опыт, их уникальные методы не пропали, а стали, не побоюсь этого слова, всероссийским достоянием.
Эта идея родилась на первой Всероссийской конференции, о которой я уже говорил вначале. Вместе с сотрудниками Московского института открытого образования доцентом Александрой Никитиной, Еленой Косинец и другими работниками лаборатории интерактивных театральных проектов мы это и придумали. Вот теперь осуществляем.

​Михаил ЮРЬЕВ