Обширной географией. Как всегда, учителя прислали свои разработки со всех концов России: от Хабаровского края на востоке до Белгородской области на западе, от Ямало-Ненецкого автономного округа на севере до Республики Дагестан на юге. Рекордсменами по количеству участников стали Ставропольский край, Республика Хакасия, Новгородская область и Пермский край. Учителя из этих регионов прислали работы в нескольких номинациях.

Количеством, переходящим в качество. 340 педагогов прислали в общей сложности 368 разработок. По устоявшейся традиции самой богатой на эксклюзивные идеи стала номинация «Сценарии воспитательных мероприятий»: 227 творений доставила «совиная» почта. Остальные цифры - на сайте «Учительской газеты» в рубрике «Конкурсы»: http://www.ug.ru/contest/mudraya_sova.
О том, что все работы весьма любопытны, даже если немного несовершенны, заявили все эксперты нашего конкурса.
 
Впечатляющими цифрами. Прежде всего это количество заявок из городских учебных заведений (178), которое превысило число заявок, поступивших из сельских школ (142). Методические материалы, присланные сельскими учителями, посвящены, как правило, работе с малокомплектными классами, а это особый вид педагогического труда.
О широком размахе крыльев «Мудрой совы» говорит и разнообразие образовательных учреждений, принявших участие в конкурсе. К примеру, в номинации «Сценарии воспитательных мероприятий» 146 заявок поступило из обычных школ, 29 - из коррекционных учебных заведений, 19 - из лицеев, 10 - из ссузов. Различные цели и задачи, педагогические методы и приемы идут в общую педагогическую копилку.

Обращением к авторитетам. Почти каждая конкурсная работа предваряется цитатами великих педагогов, поэтов, писателей, греческих и римских философов, которые вошли в историю как властители дум. Платон и Цицерон, Гвиччардини и Гете, Эйнштейн и Фромм, Белинский и Чернышевский, Солженицын и Высоцкий - духовные наставники своих современников, они и сегодня остаются нравственными авторитетами. Однако самыми цитируемыми стали титаны педагогики - Макаренко и Сухомлинский, призывающие «воспитать человека так, чтобы он был счастливым» и «открывать прекрасное в самом себе». Учителя не побоялись поставить для себя и своих учеников  столь высокую моральную планку.  
Оригинальностью замыслов. Великое множество необычных идей, своеобразных задумок, педагогических рецептов, неординарных концепций боролись за благосклонность экспертов «Мудрой совы». Многие материалы - плод тщательной теоретической подготовки и виртуозного практического применения знаний. Со дня рождения зебры - на английское чаепитие, с новогоднего аукциона - на рыцарский турнир, от богатырской заставы - к полям Великой Отечественной - вот пути, по которым движется вслед за неутомимым учительским воображением детское любопытство.  

Душой за гигабайтами. Тысячи документов, таблиц и схем - попытка перевести тяжелый учительский труд, каждодневный контакт с миром детства в адаптированную для оценивания форму. Но сухая электронная отчетность превращается поистине в произведение искусства, если в ней живет частичка того огня, который учитель стремится зажечь в душе каждого ребенка. Строчки, полные вдохновения, а порой и грусти, скажут сами за себя:

«Быть классным руководителем - это не профессия, это призвание. Когда к тебе приходит новый класс, а ты только что выпустил предыдущий, кажется, что не будет лучше тех, прежних… С ними ты был целых семь лет, они росли на твоих глазах, они стали частью тебя… И вот новый набор. После одиннадцатого класса они кажутся такими маленькими. И всегда на помощь мне приходит театр» (Елена Владимировна Александрова, учитель русского языка и литературы, Зональненская средняя школа, Томская область).

«Классный руководитель - профессия и новая, и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу... И, думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по «болоту» - школьные психологи» (Наталья Викторовна Даньшина, учитель математики, Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья).

«Детским душам (да и взрослым тоже) сейчас так не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого, - вот те маяки, на которые мы с детьми будем постоянно равняться» (Ирина Васильевна Житкова, учитель начальных классов, средняя школа №4 города Буденновска, Ставропольский край).

Принимать ребенка таким,
какой он есть.
Природа сильнее, чем
воспитание.
Природа - корни, воспитание -
крона.
Все дети талантливы, только
талант
У каждого свой, и его надо
найти.
Не бороться с природой
ребенка,
Не переделывать, а развивать
то, что уже
Есть, выращивать то, чего
пока еще нет
(Ольга Валерьевна Меньшова,  учитель  начальных классов, средняя школа №5 города Гурьевска, Кемеровская область).

«Внутренний мир больного ребенка - это мир человека с израненной душой… Нужно всегда помнить «Живое рядом», а это дети со сложными судьбами, которые завтра будут жить рядом с нашими собственными детьми и нами самими» (Ольга Михайловна Райш, учитель русского языка и чтения, Уртамская специальная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида Томской области).

Быть классным руководителем,
конечно, сложно!
Хорошим быть - еще сложней.
И лишь трудом преодолеть
ту сложность можно
И воспитать  достойных
праотцов детей.
И если  дети  делятся с тобою
сокровенным,
Идут к тебе за помощью и за
советом,
То в этот миг я понимаю  ясно,
Что  выбрала путь этот не
напрасно.
(Джамиля Шихвадиновна Хаджибекова, учитель средней школы №15 аула Махмуд-Мектеб, Ставропольский край.)

«Знаешь, прадедушка, ты прости меня за то, что я так жестко говорю о сегодняшнем времени. Но я всегда говорила правду. Мама твердит мне, что у меня твой характер. Я, как и ты, русская, и мы (все современное общество) обязаны знать свою историю, историю своего народа. Мы  хранители памяти о тех, кто защищал, освобождал и погибал, кто был настоящим патриотом своей страны! Это наш моральный долг перед ветеранами, перед Россией! Перед тобой, мой дорогой прадедушка. Я обещаю тебе, что никогда не забуду, что на свете живут люди, которые пережили великие испытания, защищая Родину, что еще живут люди, которые преподали урок мужества всему человечеству. Есть возможность взглянуть на них, посмотреть в их глаза, услышать рассказы о том времени» (Письмо в 1941 год, Марина Донцова, ученица Зинаиды Дмитриевны Лопатченко, учителя английского языка, педагога дополнительного образования, руководителя театральной студии «Искорка» лицея №1 города Инты, Республика Коми).

«Пусть все то хорошее, к которому мы стремимся сегодня, будет зажигать в наших сердцах, сердцах одноклассников звезды, которые будут гореть ярко, освещая путь к нашим общим успехам!» (Татьяна Викторовна Баршакова, педагог дополнительного образования средней школы №8 села Сенгилеевского, Ставропольский край).

«Всем известен факт - нечастный человек не может сделать людей, находящихся рядом, счастливыми. Я счастливый человек, потому что очень люблю жизнь, с улыбкой встречаю каждый  новый день, умею дружить и любить, очень часто испытываю минуты радости и творчества в моей профессиональной и иной деятельности.  Я умею радоваться успехам коллег, знакомых и просто людей. Порой чуть наивна и доверчива, но всегда открыта и коммуникабельна. В свободное время  люблю общаться с природой, занимаюсь спортом, пою и сочиняю:
Быстр и очень многогранен этот
ХIХ век,
И бежит без остановок
современный человек.
Ну же, друг, остановись и
немного оглянись,
То, что было, то и было, ни о чем
не сожалей,
Взгляд вперед направь, жизнь
станет позитивней и светлей.
А день вчерашний так и будет
днем вчерашним,
Но станет философией другой.
Ты будешь дорожить своим
сегодня,
Не заниматься откровенной
ерундой»
(Елена Федоровна Шапова, учитель английского языка средней школы №95 Красноярска).

Так завершает свой очередной вылет на длинную дистанцию наша «Сова», умудренная новым педагогическим опытом, обогащенная новыми методическими изысками и жаждущая новых встреч в будущем году.