Общие требования в большинстве работ выполнены. Четко определены цели и задачи. Все поднятые авторами проблемы актуальны, соответствуют возрасту детей. Большинство учителей стремятся к системному подходу в работе с родителями, что значительно повышает практическую ценность разработок.
Изучая работы, хорошо понимаешь, что все участники нашего конкурса в основном практики, и трудности возникают именно в теоретической части разработок - цели, задачи, структура... И здесь, к сожалению, для многих злую шутку сыграл Интернет. Очень много работ, где повторяются одни и те же мысли, выраженные одинаковыми словами, да и в самих «находках» часто идут досадные повторы, взятые из одного источника, а ссылок на него нет. Это больной вопрос, возникающий каждый год. Наличие ссылок снимало бы много вопросов, особенно когда использование чужих идей выдается за оригинальные мысли. Еще одна проблема. Каждый педагог в конце работы представляет список использованной методической литературы. Датируется эта литература в большинстве работ 80-90-ми годами ХХ века. Но сейчас XXI век, много новых проблем, появляются и новые методы, а ссылок на них нет. Причины видятся в формальном подходе к изучению методической литературы. Приятное исключение - ссылка Татьяны Михайловны Бауэр (город Донецк, Ростовская область) на «Первые сто строк» Петра Григорьевича Положевца, главного редактора «Учительской газеты». «Первые сто строк» не методическая литература. Но учителя вдохновило описание общения главного редактора «УГ» со своими внуками. Ведь это прекрасный, искренний и мудрый пример общения взрослого с маленькими детьми, совместного познавания мира.
Главная задача конкурса - выявить оригинальные подходы в работе классного руководителя, увидеть практическую ценность разработок. Итак, какие проблемы выбрали участники конкурса?

Начало пути. Адаптация детей к школе
Ряд авторов подходит к этому вопросу формально, скупо информируя родителей о внедрении федеральных государственных образовательных стандартов, перечисляя права и обязанности ребенка. Эта информация важная, но родители, как правило, сами еще молоды и нуждаются в эмоциональной поддержке. Поэтому полезны будут живые примеры. Только так классный руководитель может ввести мам и пап в новый мир - школу.
Елена Анатольевна Титова, Ирина Викторовна Соколова и Маргарита Николаевна Барбосова (гимназия «Исток» Великого Новгорода), разрабатывая родительское собрание «Скоро в школу», поставили своей целью создание условий для включения родителей будущего первоклассника в процесс подготовки к учебе. Участникам собрания дается перечень тем собраний, памятки в помощь, чтобы они могли понять весь комплекс проблем в первом классе.
О том, как приучить детей читать, предлагает поговорить на собрании учитель начальных классов Галина Николаевна Кубанова (средняя школа №9 города Кисловодска Ставропольского края). А учитель начальных классов Елена Владимировна Карлова (Фошнянская средняя школа Колпнянского района Орловской области) предлагает разработку родительского собрания «Мама, папа, я - читающая семья». Главным в работе с родителями оба автора считают не констатацию ошибок, а просвещение.

Семья. Проблемы отцов
и детей
Галина Николаевна Поздеева (Кильмезская средняя школа Удмуртской Республики) раскрывает тему родительского собрания «Родители - главные воспитатели». Подготовка к собранию проходила в тесном контакте с детьми. Обыгрывались различные стили воспитания, родителям ненавязчиво внушалась мысль о терпимости при общении с детьми. Основная мысль: родители - пример для подражания у ребенка.
Марина Рабадангаджиевна Юсупова (средняя школа №9 хутора Андрей-Курган Ставропольского края) для родительского собрания «Семейные ценности в современном обществе» выбрала интересную форму - круглый стол с участием школьников.
Перед собранием была проделана большая предварительная работа - создан фильм, презентации о традициях в семьях. Учитель организовал подготовку, ученики раздумывали, отвечая на вопрос «Что такое семья?».
Системный подход в работе с родителями демонстрирует Алла Александровна Зыкова (Вершинотейская средняя школа Аскизского района Республики Хакасия). Общая тема - «Семейное воспитание и семейные ценности». Автор, цитируя Л.Н.Толстого, утверждает, что становление внутреннего мира человека, работа над собой - это то, в чем может и должно помочь воспитание в семье.
Ирина Евгеньевна Кадашова (Образовательный центр села Тимашево Кинель-Черкасского района Самарской области) представляет серию родительских собраний о единстве семьи и школы. Предлагаются интересные формы проведения собраний - деловые игры, лектории, коллективные творческие дела, семинары, круглые столы. Работу с родителями Ирина Евгеньевна предлагает делить на блоки - личное развитие школьников, духовное и физическое здоровье, коллективные праздники и т. д.
Олеся Викторовна Григорян (средняя школа №12 города Ессентуки Ставропольского края) представляет авторскую программу «Развитие универсальных родительских действий». Новое поколение требует новых форм работы с родителями. Олеся Викторовна предлагает использовать творческую проектную деятельность, трудовые дела, вовлекать мам и пап в школьное самоуправление.
Поиски точек соприкосновения для совместной работы отражены в разработке Ларисы Михайловны Дубровиной (средняя школа №2 города Карпинска Свердловской области). Полезны будут «Мамина школа», передача полезного опыта, навыков друг другу, школьная газета с рубриками для родителей.
Интересна серия заданий при проведении педагогической мастерской «Компетентный родитель» в разработке родительского собрания «Растим детей здоровыми, крепким, жизнерадостными». Автор Елена Алексеевна Сподина (средняя школа №3 города Лысково Нижегородской области). Родители вместе с детьми осваивают элементы массажа. «Цветок здоровья» - это практические умения по уходу за внешним видом, «Умники и умницы» - ситуации, связанные с правилами безопасности, а еще есть «Игры, которые лечат» и минутки расслабления (релаксация).
Подростковый возраст. Проблемы. Конфликтные ситуации
Наталия Ивановна Бут, Ольга Николаевна Бокарева (специальная (коррекционная) школа-интернат I, II вида города Абакана Республики Хакасия)  дают ценные советы, как вовлечь родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушением слуха, как организовать совместную работу родителей, классного руководителя, сурдопедагога.
Татьяна Михайловна Бауэр (средняя школа №4 города Донецка Ростовской области) прислала на конкурс родительское собрание «Эти вечные проблемы отцов и детей». Цель собрания - найти пути, средства и приемы построения взаимоотношений родителей и детей. В работе грамотно выстроены все вопросы по проблеме.
На эту же тему рассуждают Светлана Степановна Кузмич и Татьяна Петровна Мартьянова (гимназия «Исток» Великого Новгорода). Родительское собрание называется «Конфликт родителей и детей неизбежен». Это очень серьезная проблема для родителей, у которых дети достигли 13-14 лет. Главные вопросы:  как решать проблему конфликта поколений, как добиваться толерантных взаимоотношений? Собрание проводится в формате игры «Дебаты». Подробно описан ход игры, где две команды, разделившись во мнениях (утверждение и отрицание определенных проблемных ситуаций), учатся находить компромисс. Предлагаются алгоритмы действия: выделить суть проблемы, увидеть ее со стороны, поставить себя на место другого человека, найти конструктивное решение. После собрания - анализ игры. Родителям и детям интересно услышать мнение друг друга, а не только выступать самим. Материал тщательно проработан, будет интересен для многих коллег.

Нужны ли ребенку деньги?
Зоя Рамисовна Ахмедова (специальная (коррекционная) школа-интернат №12 VIII вида, Ставропольский край) предлагает сценарий родительского собрания «Нужны ли ребенку карманные деньги?». Мероприятие организовано в форме диспута, к которому подключены и дети, и родители.
Светлана Николаевна Левковец (средняя школа №9 города Кисловодска Ставропольского края) создала лекторий для родителей «Деньги - плохой хозяин или хороший слуга, или Как обучить ваших детей платить самим себе?». Сценарий родительского собрания направлен на экономическое воспитание ребенка. Работа грамотная, полезная. Главная идея: культура общения с деньгами - это часть общей культуры человека.
Это очень краткий обзор работ. В каждой есть что взять на вооружение заинтересованным коллегам. Но конкурс далеко не исчерпал себя. Еще не присланы работы, где уважаемые классные руководители расскажут, как они вместе с родителями «ведут» одаренных детей, какие творческие секреты ума и сердца удалось применить к особым детям, как максимально помочь самореализации учеников, чтобы, выходя из школы, ребята вступали во взрослую жизнь уверенно и радостно.

Номинация «Профориентационная работа»
Рассмотрено 12 работ, в конкурсе приняли участие 12 авторов. В основном работы выполнены в традиционном стиле, четко выделены цели и задачи, темы выбора профессий актуальны. Самыми трудными критериями оценок оказались оригинальность материала, активное участие детей в мероприятии, исходя из этого - практическая ценность разработки. Некоторые авторы не совсем правильно поняли условия конкурса, прислав поурочные планы, другие использовали устаревшую схему знакомства с профессией, просто перечислив те или иные особенности обсуждаемой профессии. Но наряду с такими работами выделяются разработки, в которых проблема профориентации учеников решена ярко и необычно.
Елена Ивановна Дзюба (Плесецкий торгово-промышленный техникум Архангельской области) предложила сценарий внеклассного мероприятия «Товаровед - от слова «ведать» в рамках Недели торговых профессий. Цель этого события - заинтересовать ребят профессией «товаровед». Задача - ознакомить с выбранной специальностью, развить к ней интерес, сформировать положительное отношение к рабочей профессии.  Интересна серия конкурсов по определению выбора товара, сценки-спичи. Информация преподносится живо и доходчиво, компактно и насыщенно.
Людмила Семеновна Лескова (Пановская средняя школа Ребрихинского района  Алтайского края) прислала разработку мероприятия в рамках профессионального самоопределения «Школа поварят». Судя по представленным материалам, презентации и фото, в этом событии участвует практически вся школа. Не каждый учитель труда сможет похвастать таким массовым кулинарным праздником. На вооружение можно взять конкурсы «Школы поварят» - разминка, блиц-викторина, интеллектуальная разминка, кулинарный поединок, домашнее задание «Бутерброд на каждый день». Главное - превратить занятия в систему. И даже если поварами станут единицы, после такого постоянного погружения в предмет многие научатся относиться с уважением к профессии и сами будут способны готовить вкусно и красиво.
Ирина Викторовна Кравченко, Галина Васильевна Герасимова (Новокузнецкий транспортно-технологический техникум Кемеровской области) предложили разработку внеклассного мероприятия по профориентации «Пирамида моей карьеры». Форма проведения - круглый стол. Обсуждаются вопросы, которые очень интересуют ребят. В обсуждении участвуют и преподаватели, и ученики, и выпускники, которые рассказывают о своей карьере, о планах на будущее. Вся встреча на круглом столе построена методически очень грамотно. Основные вопросы - создание индивидуального видения карьеры на предприятии ЕВРАЗА, «Успех - это просто, когда знаешь как», «Знание + опыт = профессионализм», «Карьера - это движение вперед, пирамида успеха».
Елена Михайловна Фоминская (Вершинотейская средняя школа Аскизского района Республики Хакасия) - автор классного часа «Предпринимательская деятельность». Основная идея: как делать деньги ради улучшения жизни. Эта разработка ценна тем, что здесь прослеживается активное участие детей. Решая практические задачи по экономике, ребята получают знания в области бизнеса, учитель в ходе работы дает советы по решению проблем, выступает в роли консультанта. Таким образом, происходит интегрированное событие - дети используют знания, полученные на уроке, применяют их во время классного часа, постигают азы новой профессии.
Профориентационные разработки, представленные на конкурс, отличаются разнообразием и имеют практически важное значение в развитии учеников, помогают им сориентироваться в выборе будущей сферы деятельности.
Номинация «Организация ученического самоуправления»
Представлено 10 работ от 11 авторов. Разработаны модели самоуправления в начальной школе, в среднем звене, в старших классах.
Надежда Алексеевна Михальская, Татьяна Алексеевна Кожина (Усть-Ташебинская начальная школа Усть-Абаканского района Республики Хакасия) рассказали о детской организации «Город Солнца» для младших школьников. Маленьким ученикам предложена сюжетно-ролевая игра. Играя, ребята выполняют поручения, решают серьезные задачи, при этом воображая себя жителями сказочного города. Этапы игры: 1-2-й классы, 3-й класс, 4-й класс. Направления - «Спортландия», «Тимурия», «Порт Природы», «Мыс Мой Край», «Остров Этикета» и т. д. Авторы дают возможность младшим ученикам представить школу как маленькую модель общества.
Татьяна Викторовна Баршакова (средняя школа №8 села Сенгилеевского Шпаковского района Ставропольского края) придумала для старшеклассников модель «Школьная страна». «Ученикам предлагается не играть в управление, а быть реальным субъектом управления. Не только получать знания, но и постепенно формировать в себе самоуправленческие навыки». Изучая основы демократических отношений в обществе, ребята учатся управлять своей жизнью в обществе. Дается подробное описание структуры ученического самоуправления, приводится схема «Школьной страны», обозначены «территории» - «Творческие дела», «Порядок и трудовые дела», «Шефские дела», «Спорт», «Волонтерский отряд. Вожатский отряд. Отряд «Милосердие». Подробно разработаны коллективные творческие дела на каждой территории. Ценным в разработке является четкая структура «Школьной страны», все разделы тщательно продуманы, у детей есть все возможности развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми, творческие способности.
Елена Федоровна Шапова (средняя школа №95 Красноярска) представила проект программы по созданию на базе одного класса детского общественного объединения «Ступеньки». В основу проекта автор положила идеи прошлого и творчески переработала их на современной основе. Детский координационный совет - главный выборный орган. Практическая ценность разработки - «это не дополнительная работа классного руководителя, а ее новая форма. Родители не созерцатели, а соучастники процесса социализации своих детей. Класс не замкнут в своем пространстве, двери «Ступенек» открыты для всех». Эффективность данного проекта обеспечивается отбором методов, приемов и форм воспитания. Программа тщательно проработана. Пакет-приложение снабжен наглядными материалами. Работа полезная и нужная.
Обзор работ сделан кратко. Большинство разработок выполнены грамотно и отвечают требованиям конкурса. Вызывает некоторые сомнения излишняя загруженность детей, громоздкие структурные схемы, что может привести к заформализованности хорошей идеи. Радует, что интересные подходы к теме «Самоуправление» дают дорогу новым решениям.
Всем участникам конкурса спасибо! Новых успехов, дорогие коллеги, до новых встреч.

​Наталья БОГДАНОВА, учитель изобразительного искусства средней школы №807 Москвы, заслуженный учитель РФ, эксперт конкурса для классных руководителей