Установочную беседу  для семьи будущего первоклассника  и инструктаж об основах выработки распорядка дня младшего школьника я провожу задолго до поступления дошколят в  школу, а общую для всех категорий родителей лекцию о культуре учебной деятельности младшего школьника в августе, перед 1 сентября. А далее  следуют ежегодные лекции по основным требованиям школы к культуре учебной работы, усложняющиеся от ступени к ступени обучения, и индивидуальные (групповые) консультации корректирующего характера.
Занимаюсь воспитанием не только детей, но и их родителей, для этого организую совместные с родителями утренники, игры, праздники  (праздник картошки, праздник Солнца).
На родительских  собраниях обмениваемся  родительским опытом: как мы играем, как хозяйничаем  («Мамы и дочки», «Папины помощницы»), как учим уроки, смотрим телевизор.
С первых дней поступления в школу ходим с ребятами на экскурсии, посещаем музеи и совместно с их сотрудниками  проводим  мероприятия: праздник Покрова в музее-усадьбе В.Г.Белинского, барская  елка  в Тарханах, выезжаем в Пензенский областной драмтеатр им. Луначарского, в мае посетили скульптурный парк «Легенда».
Выясняю с родителями, что и как  они с детьми читают, организую совместное летнее  чтение  с ведением читательского дневника.
И конечно, даю индивидуальные рекомендации по самообразовательной работе родителей.
Для семейной и школьной педагогики воспитание культуры учебного труда проблема комплексная.
Ученик начальных классов должен уметь готовить рабочее место для занятий и труда; самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда, режима дня; понимать учебную задачу, поставленную учителем, и действовать строго в соответствии с ней; работать в заданном темпе; учиться пооперационному контролю учебной работы -  своей и товарища; оценивать учебные действия (свои и товарища) по образцу оценки учителя;  уметь работать самостоятельно и вместе с товарищем; оказывать необходимую помощь учителю на уроке.
Не случайно, обращаясь к родителям,  достаточно настойчиво говорю не об обязанностях, а о возможностях. Ученик сможет научиться... А может и не научить себя. Учителю принадлежит здесь роль ведущая, но не решающая. Мало дать, надо хотеть и уметь взять.
Как научить ребенка младшего школьного возраста? В начальной школе ребенок хочет все делать своими руками. Вложить в его головку массу разнообразных сведений можно, все время что-то мастеря, конструируя, ставя опыты, ухаживая, выращивая, строя, изобретая вместе с ним. Любые знания, которые ребенок получит во время действия, прекрасно усвоятся.
Провели с детьми исследования на темы «Почему ель царица праздника?», «Здравствуй, милая картошка»,  выступали на школьной и районной научно-практической конференции «Старт в науку».
Знакомлю родителей с девятью правилами психотерапии неуспеваемости, объяснив, что речь идет об учебном неуспехе любой степени - от четверок до двоек. Психотерапия неуспеваемости поможет эмоционально преодолеть, уменьшить болезненность неудач, поменять отношение ребенка к своему учебному труду, к своим возможностям и перспективам:
- Не бей лежачего. Оценка, расстроившая ребенка, уже сама по себе наказание, и не стоит лишний раз попрекать его.
- Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте их по возможности реже. По возможности выберите из множества недостатков тот, который для вас сейчас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.
- Не гнаться за семью зайцами... Беритесь одолевать вместе те учебные трудности, которые наиболее значимы для ребенка.
- Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Учитель оценивает работу по школьным нормам.
- Самое трудное правило: родительская оценка и школьная отметка не должны совпадать.  Родителям следует сравнивать в первую очередь сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не ориентироваться только на оценку учителя.
- Не скупитесь на похвалу. Нет такого неудачника, которого не за что было бы похвалить.
- Учитесь выделять в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных действий.
- Попытайтесь (с помощью учителя) определить составляющие не удавшейся ребенку работы и начните последовательно и систематично продвигаться к успеху.
- Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить - необходимый компонент умения учиться, главного средства преодоления учебных трудностей.
Начальная школа - это фундамент, на котором кирпичик за кирпичиком возводится огромное здание. Именно здесь закладываются основы всех наук, умение работать самостоятельно и в группе. В начальной школе начинается формирование гражданской позиции маленького россиянина, воспитание любви к Родине, родному краю, близким, уважительного отношения к старшим, бережного отношения к природе.
У каждого учителя свои методы, формы, а главное - своя система воспитания. Очень важно, чтобы процесс воспитания не носил эпизодический, разовый характер, а представлял собой хорошо отлаженный механизм, оснащенный многообразными формами, средствами и методами воспитательной работы.

​Татьяна ШЕБУРОВА, учитель начальных классов средней школы села Пушанино, Белинский район, Пензенская область