- Угадать свое призвание удается не каждому... На первом же уроке в пятом классе, увидев учительницу Серафиму Михайловну Иошпа, я сказала, что буду учителем русского языка и литературы, и больше никогда не изменяла своей мечте.
Когда меня в 30 лет наградили орденом Трудовой Славы 3-й степени, я плакала, считая, что никогда не отработаю эту награду, что ее должны были получить мои учителя! В 1999 году я победила на областном конкурсе «Учитель года» и представляла Самарскую область в Москве. Участвовала с удовольствием, потому что в копилке опыта уже было то, что можно предъявить педагогическому сообществу.
За долгие годы я была учителем, завучем, методистом, но когда 9 лет назад неожиданно для себя стала директором школы, поняла: это лучшее время. Все сошлось - опыт, знания, энергия, понимание своего места и желание сделать что-то важное и значимое!

- Людмила Ивановна, расскажите, пожалуйста, о вашей школе...
- Школа у нас очень хорошая, коллектив дружный, работает давно и слаженно. Никто из учителей из школы не уходит, что говорит о хорошем микроклимате. Все задачи, которые ставятся перед нами, выполняются, педагоги стараются сделать так, чтобы школа развивалась. И это притом что сейчас для обычных, так называемых массовых школ непростое время. Тем не менее мы делаем все, чтобы наша школа была популярной, востребованной, пользовалась уважением в микрорайоне.
У нас есть традиции, которыми мы по праву гордимся. В школе открыт музей Пальмиро Тольятти, человека, чьим именем назван город. Здесь уникальная экспозиция, многое передано в дар его семьей и друзьями, которые в разное время посещали наш город и школу.
В нашей школе очень яркая и интересная команда, которая в течение многих лет успешно участвует в соревнованиях по программе «Школа безопасности». Мы дважды представляли Самарскую область на межрегиональных соревнованиях.
А еще уже 12 лет у нас проходят традиционные школьные олимпийские игры по летним и зимним видам спорта. Словом, рассказывать о школе и ее традициях можно очень долго. Но, на мой взгляд, самое главное, чем мы можем гордиться, - это добрый уклад школьной жизни.

- Ну и все-таки несколько слов о капитальном ремонте. Наверное, было трудно его пробить?
- Не скрою, попасть в программу оказалось достаточно сложно, потому что сроки, которые были даны на представление пакета документов, оказались очень короткими. Но мы давно мечтали о ремонте, поэтому приняли решение: все деньги, которые нам выделили в прошлом году на ремонтные работы, потратить на обследование технического состояния здания, строительных конструкций, фундамента, на составление сметы, ее экспертную оценку и разработку технического задания. Конечно, чтобы все это сделать, нужно было обращаться к специалистам. Хотя и с огромным трудом, но мы успели подготовить все документы вовремя и получили право участвовать в программе поддержки образовательных учреждений, реализуемой правительством Самарской области, получив из федерального бюджета на капитальный ремонт около 12 млн рублей. В этой гонке мы выиграли!

- С какими проблемами пришлось столкнуться?
- Пожалуй, самая большая трудность заключается в том, что техническое задание и все документы на капитальный ремонт составляли люди, не знающие внутреннего состояния школы. Бумаги, как правило, готовятся специалистами на основе определенных ГОСТов, технических паспортов, на место никто не выходит, и получается не совсем то, что надо конкретной школе.
Так, когда пришли строители и вскрыли деревянные полы, мы увидели, что стяжку в 20 мм положить не на что - там глубокая яма. Нужно проводить дополнительную работу, а ее по сегодняшним законам нельзя провести, точнее профинансировать, не нарушив аукционных требований. И так не только с полом. Когда стали чистить стены, потолки, выяснилось, что предстоит много видов работ, не учтенных сметой. Тем не менее мы начали эти работы и делаем их с энтузиазмом.
Капитальный ремонт здания будет дополнен еще и капитальным ремонтом спортивного зала, который выделен в отдельный проект.
Кроме того, мы участвуем еще в одной масштабной программе: на пришкольной территории будет создана современная универсальная спортивная площадка. Надеюсь, она решит многие проблемы нашего микрорайона.
Дело в том, что наша школа расположена в старой части города, где в основном частный сектор или старые дома, возведенные еще для первых строителей города. В микрорайоне мало учреждений, занимающихся досугом детей, их развитием. Эта площадка позволит охватить большое число детей. Очень хочется, чтобы они были заняты физкультурой, чтобы приобщались с детства к здоровому образу жизни.

- Какие проблемы в образовании, на ваш взгляд, сегодня стоят наиболее остро?
- Главную проблему я бы сформулировала так: в настоящее время совершенство принимаемых законов находится в страшном противоречии с несовершенством базы для их реализации. Вот пример: прекрасная идея о введении трех уроков физкультуры, но при этом в большинстве школ имеется лишь один спортивный зал без достаточного оборудования. Спланировать проведение 66 часов в неделю в одном спортзале практически невозможно. Эта неподготовленность базы приводит к тому, что мы начинаем выдумывать какие-то сложные, странные пути. В итоге все, конечно, реализуем, но с большим напряжением, за счет перегрузок.
Приняты ФГОС, где есть совершенно замечательное направление, призванное развивать детей, - внеурочная деятельность. Это благородная задача, но в обычной школе нет достаточного числа специалистов, способных преподавать, например, музыку, танцы, техническое творчество, словом, все то, что интересно детям. Конечно, можно было бы их пригласить, но сделать это не позволяет штатное расписание. Если мы наберем по совместительству специалистов дополнительного образования, то снизится показатель средней заработной платы учителя по образовательному учреждению.
Есть и еще проблемы, требующие внимания. Труд учителя очень ответственный, но почему-то педагоги редко поощряются на высоком уровне. У нас в стране гораздо легче получить звание заслуженного артиста, чем звание заслуженного учителя. Чем объяснить наличие пресловутых квот? В нашем коллективе работают 117 человек, квота 1 к 100 в год. Вот и уходят очень хорошие педагоги без званий и наград на заслуженный отдых. Конечно, в школах находят возможность поощрить учителя, но награда высокого уровня - совсем другое дело. Мне кажется, что этот вопрос явно не продуман. Я горжусь нашими учителями, умными, талантливыми, яркими, и считаю, что они достойны самых высоких наград.

Факт

В 2014 году школе №23 г. Тольятти исполнится 50 лет. В этом же году и сам город будет праздновать полувековой юбилей со дня обретения современного названия.

Досье «УГ»


Людмила Ивановна Баринова родилась в Тольятти. Окончила историко-филологический факультет Ульяновского государственного педагогического института.
Трудовую деятельность начала в средней школе №1 им. В.И.Ленина г. Ульяновска. Работала в ней недолго, поскольку вышла замуж и вернулась в Тольятти. 12 лет проработала в школе №10, которую в свое время окончила. Людмила Ивановна совмещала преподавание русского языка и литературы с должностью организатора внеклассной работы, завуча. 12 лет отдала методической службе образования города. Несколько лет назад Людмиле Бариновой предложили возглавить одну из самых уважаемых школ Тольятти.
Людмила Ивановна считает себя счастливым человеком: у нее большая дружная семья и любимая работа.

Тольятти, Самарская область