- В нашей семье родители всегда культивировали и особенное уважительное отношение к учителю. Я хорошо училась в школе и могла бы выбрать любую профессию. Но я четко понимала, что не могу и не хочу быть кем-то иным, - говорит Зина Тагировна.
Своей большой удачей Зина Цурова считает то, что на протяжении жизни ей довелось пожить среди носителей самых разных языковых и культурных традиций. Этот опыт сделал ее более терпимой, научил понимать, что мир разнообразен и уважение к чужой культуре вознаграждается правильным и адекватным восприятием ее представителями твоей собственной непохожести на них. И очень важное место в эффективности подобной коммуникации занимает язык, считает педагог.
 - Язык - великий дипломат, - говорит Зина Тагировна. - Он ключ к пониманию других культур, непохожих на твои собственные традиций и обычаев. Взять, к примеру, русский. Ведь именно язык Пушкина и Толстого и есть та культурная основа, которая делает нас всех гражданами одной страны, дает нам чувствовать себя единым целым.
- Русский язык - залог высокого уровня взаимопонимания жителей одной шестой суши, английский же - основа глобальной межкультурной коммуникации в масштабах планеты, - продолжает педагог. - Владение им расширяет границы твоего собственного духовного мира.
Зина Цурова выпускница Пятигорского государственного лингвистического университета - и сейчас, и тогда одного из самых сильных языковых вузов страны. Годы учебы в ПГЛУ Зина Тагировна называет самым интересным периодом своей жизни. Он подарил встречу с выдающимися специалистами в области лингвистики и языкознания, честными, добросовестными служителями науки о языке и межкультурном диалоге. Факультет, на котором она училась, так и назывался - «Межкультурная коммуникация».
После окончания вуза Зина стала работать в школе. Но затем, когда в Чечне началась война и в Ингушетию хлынул поток беженцев, она посчитала своим долгом помогать представительствам различных гуманитарных миссий налаживать в регионе работу по оказанию помощи вынужденным переселенцам. Сначала она выступала в роли переводчика, затем ей доверили целое направление деятельности одной западноевропейской благотворительной организации. Образовательная программа, координатором которой ее назначили,  имела говорящее название  «Помощь детям в условиях войны». Зина Тагировна, сама когда-то испытавшая горечь утраты родного дома, потери близких и бегства от войны, вкладывала в новую работу всю душу и энергию. Она знала, как важны для ее подопечных эта помощь и поддержка. Зина Цурова налаживала работу восьми школ в палаточных лагерях на территории Республики Ингушетия, обеспечивая их всем необходимым для осуществления учебно-воспитательного процесса, организовывала для учителей курсы повышения квалификации и тренинги для учителей и детей по психологической реабилитации.
- У вас была возможность продолжить работу в НПО. Почему вы решили вернуться в школу?
- Возможность была. Но желание вернуться к детям было сильнее.   Представьте себе: ты вживаешься в мир детей, вместе с ними радуешься их успехам, сопереживаешь, помогаешь им поверить в силы и достичь поставленной цели, помогаешь преодолевать страхи и неуверенность. А потом видишь их благодарные горящие глаза.Поверьте, это дорогого стоит! Это невозможно объяснить словами. Наверное, это зов сердца.
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учитель?
 - Учитель прежде всего должен знать свой предмет, любить детей и свою профессию, то есть любить тех, кого учишь, и то, чему учишь. Учитель призван зажигать души детей, чтобы дети в свою очередь горели и творили.  Каким должен быть учитель? Наверное, строгим, потому что без дисциплины не может быть знаний, но справедливым; открытым к разговору, добрым другом, к которому не боятся подойти и обратиться  за советом, за помощью. Он должен  быть открытым  ко всему новому и всегда готовым расти и учиться даже у своих учеников.
Недавно Зина Цурова стала победителем Международного конкурса образовательных проектов «Диалог - путь к пониманию». Он проводится ежегодно по инициативе Автономной некоммерческой организации Центра межнационального образования «Этносфера» и Департамента образования города Москвы во взаимодействии с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ  при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной миграционной службы России, Международной организации по миграции и Бюро ЮНЕСКО в Москве. Цель конкурса - разработка образовательных инициатив по интеграции мигрантов и представителей иноэтничных групп в российскую культурную среду. Номинация, в которой работа Зины Цуровой была признана лучшей, называлась «Поликультурный мир глазами детей». В своем образовательном проекте она предлагает преодолевать непонимание и отчужденность, возникающие между детьми разных культур, обучающимися в одном коллективе, с помощью явлений их материальной или духовной культуры, через ремесла, живопись, танец, музыку, устное народное творчество и т. д.
 На своих уроках Зина Тагировна активно использует некоторые элементы этнопедагогики. Она все время проводит параллели между нормами поведения ингушей и англичан, ингушей и русских, русских и англичан, давая ребятам почувствовать, как много схожего в культурах разных народов в понимании того, что есть плохо и что есть хорошо.
Часто, преследуя цель повысить уровень толерантности и готовности адекватно воспринять культуру другой этнической группы, например тех же англичан, Зина Тагировна демонстрирует ребятам, как много общего у ингушского и английского языков в правилах построения речи, фонетическом ряде, конструкциях фразеологизмов и даже звучании слов.  Когда ребята узнают, что, например, слово, определяющее  понятие «выйти замуж», на ингушском и английском звучит абсолютно идентично, то у них возрастает интерес не только к иностранному языку, меняется и отношение к своему родному. Он в их глазах  из языка маленького народа, занимающего небольшую территорию на северном склоне Большого Кавказского хребта, превращается в яркий узор на древней и богатой картине мирового языкового разнообразия. В этом направлении ею и ее воспитанниками проведена целая научная работа. Как только появится возможность, она планирует выпустить словарь таких совпадений и небольшой англо-ингушский разговорник. Что, кстати, в свете планов ингушских властей развивать в регионе международный туризм очень своевременная и полезная инициатива.
Зина сама пишет стихи и много внимания уделяет переводам ингушских авторов на английский язык и наоборот. В качестве своеобразного подарка родной республике на отмечавшийся ею в прошлом году 20-летний юбилей она перевела популярную песню-оду «Ингушетия» на английский язык. Все свои творческие наработки Зина Тагировна размещает на своем личном сайте http://zina-c.ucoz.ru.
- Кто из людей, с которыми сводила вас судьба, оказал наибольшее влияние на формирование вас как личности?
- В моей жизни я всем обязана своей маме. Она является моим основным наставником и советчиком. В нашей семье акцент делался на такие нравственные качества, как честность, справедливость, доброжелательность, отзывчивость, ответственность за порученное дело, готовность прийти на помощь. И обязательно нужно было учиться хорошо. Сестра Роза - музыковед, Лиза - учитель русского языка и литературы, ну и я - учитель английского языка, брат Адам - стоматолог.
- Если сравнивать с тем, как воспитывала вас мама, достаточное ли внимание  уделяется сейчас родителями семейному воспитанию? На что, на ваш взгляд, нужно обратить  внимание, чтобы вырастить высоконравственного человека?
- Семьи у нас разные, соответственно и подход и внимание  к проблемам  семейного воспитания разные. Есть семьи, где уделяется  должное  внимание детям. Здесь налицо и результат. Есть такие родители, которые самоустраняются от проблем, ссылаясь на свою занятость. Дети не должны страдать от недостатка внимания со стороны родителей! Необходимо совмещать работу с воспитанием детей, в противном случае  последствия могут быть плачевными.  Родители должны сами быть примером для подражания и иметь авторитет перед ребенком! Уверена, что огромным подспорьем в семейном воспитании является религия!
Быть требовательной к ученикам - один из профессиональных принципов Зины Тагировны. Она считает непродуктивным давать ребятам выбор между возможностью отвечать на уроке  или  тихо на нем отсидеться. Ученик должен чувствовать, что его участие в работе класса наставнику просто необходимо.
Другое обязательное условие урока а-ля Цурова - строгая дисциплина. Зина Тагировна предлагает учащимся относиться к времени, проводимому в классе, как к работе, плата за которую - знания и компетенция. Мешать однокласснику «зарабатывать» знания - высшая степень неуважения к товарищу, любит напоминать она ребятам.
- Кроме знаний по предмету, чему вы учите своих детей?
- Я пытаюсь воспитывать в детях общечеловеческие ценности - честность, доброту, отзывчивость, справедливость, вежливость, учить их регулировать свое поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим, стараюсь прививать им эстетический вкус, чувство прекрасного и любви к Родине, бережное отношение к родителям, толерантность.
- Несколько слов о коллегах...
- О моей школе можно говорить очень долго. Вы знаете, что гимназия №1 города Назрани - это новая школа, если говорить согласно новым федеральным образовательным стандартам. В ней очень много талантливых,  творчески работающих педагогов, которые, не считаясь с трудностями и временем, отдают себя работе. И возглавляет этот коллектив Галаева Марем Юсуповна.
Победа в республиканском туре конкурса «Учитель года» и дальнейшее участие в заключительном туре творческого состязания лучших педагогов страны в Москве стали для Зины Тагировны самыми значимыми вехами в ее профессиональной судьбе.
- Хотя этот конкурс призван выявить лучших педагогов, само участие в нем, на мой взгляд, - это уже победа, - считает Зина Цурова. -  Именно этот конкурс направляет нас, учителей, в правильное русло, приводит на путь развития, показывает соответствие нашей квалификации новым требованиям   образовательных стандартов,  заставляет искать способы совершенствования профессионального мастерства.

Республика Ингушетия