- Мы постоянно ищем пути модернизации высшего педагогического образования. Правительство РФ недавно весьма красноречиво ответило на все наши предложения снятием налоговых льгот, отменой ЕТС, вузам придется теперь платить налоги за оказание образовательных услуг, потому что эта деятельность отнесена нынче к предпринимательской. Вузы сегодня финансируются в лучшем случае на одну треть от потребности - это расчеты, обнародованные ректором Высшей школы экономики Ярославом Ивановичем Кузьминовым. Нам, по сути дела, нельзя теперь иметь валютные счета. Как, спрашивается, нам поступать с теми иностранными студентами, которые хотят учиться в наших вузах?! Нас пытаются заставить содержать вузы на четверть от потребности. Мы даже не можем быть уверены, что с наших счетов чиновники не снимут заработанные вузом деньги.

Правительство постаралось изъять из законов упоминания о Федеральной программе развития образования. Я бы очень хотел знать, на каком основании оно это сделало. Может быть, приоритетность образования как таковая поставлена нынче под сомнение? Тогда как это согласуется с позиций Президента России, который неоднократно высказывал намерение поддерживать образование как один из наиглавнейших приоритетов в развитии страны.

В свое время была принята Национальная доктрина развития образования, в которой была особо подчеркнута необходимость выделения определенной доли национального дохода на образование. Я очень хотел бы понять, почему авторам нового закона потребовалось вычеркнуть из действующих законов этот важный для всех нас пункт.

В Законе «Об образовании» был еще один очень важный для нас пункт, в соответствии с которым зарплата работников высшей школы сравнивалась со средней зарплатой в промышленности. Таким образом, у нас была возможность с помощью четкого критерия оценивать материальное положение профессоров и преподавателей вузов. Правительство, правда, каждый год при принятии бюджета «замораживало» это положение закона, которое должно было выполнять. Теперь убрано упоминание о подобном критерии оценки и оплаты труда высшей школы, государство снимает с себя ответственность. Вместо четкого критерия для оценки нам предлагают уровень 31 декабря 2005 года: у того, кто работает, зарплата не должна быть ниже. А у того, кто только поступает на работу, зарплата будет установлена, на основании каких критериев?

Я всегда говорил о том, что у нас в стране самое передовое законодательство в области образования. Но теперь, когда мы переписываем образовательное законодательство, гордиться нам будет нечем.

Мы собираемся выполнять требования Болонской декларации, но главное в ней - обеспечение качества и доступности образования. Болонский процесс призывает относиться к образованию как к общественному благу, сегодня самые передовые представители систем образования говорят о том, что на образование не должны распространяться правила и требования Всемирной торговой организации. У нас правительство не считает, судя по всему, нужным объявлять образование общественным благом. Мало того, положение о том, что надо всемерно расширять доступ к высшему образованию, новым законом изымается. Таким образом, речь идет о прямом противодействии Болонскому процессу.

Подготовка педагогов должна охватывать прежде всего сельскую молодежь. Спрашивается, на каком основании затраты на обучение такой категории молодежи на подготовительных отделениях вузов Минфин объявляет нецелевым расходованием средств, в то время как в послании президента Федеральному Собранию РФ идет речь о расширении подготовительных отделений?!

Многие проблемы мы решали сами, обладая автономией университетов. Сегодня нас практически лишили этой автономии. На VIII съезде Российского союза ректоров Владимир Владимирович Путин говорил о необходимости расширения этой автономии, но чиновникам, выходит, слова президента не указ.