Перед современным российским образованием, исходя из концепции модернизации, поставлена задача - «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся», в отличие от традиционной системы, основной акцент при которой делался на усвоении обучающими готовых знаний, ведь современное образование ориентировано на развитие самостоятельного мышления учащихся. При гуманитарной парадигме образования личностные достижения учащихся неразрывно связаны с уровнем их компетентности в образовательном процессе. Таким образом, на передний план выходят умения личности жить, работать, учиться.

Качества образования в массовой школе волнует сегодня и органы государственной власти, и педагогов, и родителей. При большом количестве нестандартных методов и современных технологий обучения вопрос, как сделать процесс обучения наиболее эффективным, не теряет своей актуальности. Технологией, в силу своей дидактической сущности позволяющей решать задачи, стоящие перед современной школой, стал метод проектов, который позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации.
Традиционные методики преподавания уже не способны увлечь собой обучающихся, подчас вызывают у них скуку. Поэтому появляется необходимость в выдвижении проблемы интересной и значимой для каждого. При использовании проектной технологии реализуют принципы личностно  ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.
Среди современных педагогических технологий проектная деятельность наиболее адекватная для реализации целей, поставленных перед современным образованием, по формированию ключевых компетенций учащихся. Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Важно отметить, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск. Для адаптации к постоянным изменениям в жизни общества современный выпускник должен обладать широким спектром знаний, умением их интегрировать и применять для объяснения окружающих его процессов и явлений. Все это подтверждает необходимость использовать проектную деятельность в процессе обучения. Приобретенный обучающимися опыт практической деятельности может быть использован для решения проблем, возникающих в повседневной жизни, в быту, в профессиональной сфере. Практико-ориентированные задания повышают эффективность образовательного процесса за счет повышения мотивации к освоению данной области познания.
В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются исследовательские, коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные и другие компетенции.
Иными словами, обучение предметам гуманитарного цикла перестало сводиться только к заучиванию дат, фактов и теории. Напротив, оно стало иметь практическую направленность, влияющую в первую очередь на развитие всесторонне развитой личности, способной полноценно участвовать в межкультурной коммуникации.
Принципы современного прогрессивного образования -стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения, развивать у учащихся умение применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать ее - очень четко сформулированы в древней китайской пословице: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь».

Екатерина ФЕДОТОВА, учитель истории школы №1097